Сколько положений у трехходового крана

Содержание

Трехходовой кран имеет 4 рабочих положения и пятое — когда все рабочие положения отключены.

1 — рабочее (сквозной канал соединяет манометр с аппаратом);

2 — для проверки исправности манометра (манометр отключен и его стрелка должна стоять на «0»);

3 — для продувки сифонной трубки (газ из аппарата выходит наружу через патрубок, для контрольного манометра):

4 — для проверки правильности показания манометра (с аппаратом).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9987 — | 7777 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

И снова здравствуйте!

Простая конструкция и надежный шаровый механизм управления сделали трехходовой кран популярным запорно-регулирующим элементом для систем инженерных коммуникационных трубопроводов в самых разных областях. Сегодня я предлагаю разобраться, где же это устройство применяется, как работает, сколько стоит и каким образом устанавливается.

Что это такое и для чего он нужен

Трехпроходной кран – это «тройник» с запорным механизмом. Его задача:

  1. Смешивать потоки разных транспортируемых по трубопроводу сред – теплоносителя в отопительном контуре, воды в системе ГВС, газов или других веществ в промышленных магистралях и пр. Упрощая, такие трехходовые краны можно сравнить с типичными кухонными смесителями, с той лишь разницей, что смешанную среду они выводят не в привычную для всех раковину, а в одну из магистральных веток.
  2. Разделять поток транспортируемой среды и разводить его по разным контурам.

Отсюда и принципиальное деление трехходовых кранов на смесительные и разделительные.

Назначение и область применения трехходовых кранов

Основная задача трехходового крана – смешивание или разделение магистральных потоков. Но где эти функции могут понадобиться и, главное, зачем?

  1. Термостатический смеситель – важная часть современной и, что принципиально важно, энергоэффективной системы отопления. Его установка на подающем контуре и одновременное подключение к «обратке» позволяет регулировать степени нагрева теплоносителя. Это не дает батареям перегреваться, обеспечивая комфортную температуру в помещении. То есть «тройник» – это своеобразныйрегулятор тепловой мощности.
  2. Трехпроходные краны незаменимы в системах отопления «теплый пол», где температура нагрева теплоносителя строго регламентирована. Кроме того, они применяется в сложных отопительных контурах, где их установка позволяет стабилизировать температуру нагрева во всех радиаторах сети.
  3. Также «тройники» устанавливаются в системах ГВС, оборудованных бойлером.
  4. Трехходовые краны – обязательный элемент безопасности газопроводов и фонтанных систем, оборудованных манометром, перед которым, собственно, и устанавливаются.

Трехходовые смесители широко используются в промышленной сфере и аграрном секторе. Ими укомплектовывается разнообразное оборудование от привычных для нас стиральных машин и автомобилей до сложных инженерных комплексов в кораблях и паровозах.

Применяются трехходовые краники и в медицине. Ими укомплектовываются инфузионные магистрали – необходимая часть сложного медицинского оборудования.

Технические и эксплуатационные характеристики трехходовых кранов

Ключевые технические параметры трехходовых кранов:

  1. Типоразмер, а точнее, диаметр условного прохода патрубков.
  2. Пропускная способность, напрямую связанная с размером сечения патрубков.
  3. Рабочее давление.
  4. Максимально допустимый температурный режим.
  5. Класс герметичности.
  6. Срок службы, определяющий расчетное количество оборотов (циклов).
  7. Тип магистрального соединения – резьбовой, фланцевый, штуцерно-торцовой, муфтовый, цапковый или сварной.

Все эти характеристики для запорной арматуры жестко регламентированы стандартами ГОСТов. Разница между ними зависит от модели изделия и материалов, из которых оно изготавливается.

Сколько положений имеет трехпроходной кран

Количество рабочих положений трехходовых кранов определяется формой канала в затворе и предназначением. Схема представлена ниже на фото:

  • Трехходовые Т-образные смесители имеют 4 рабочих положения.

  • Трехходовые L-образные краны с углом поворота на 90 или 180° имеют всего 2 рабочих положения.

  • «Тройники», работающие в тандеме с манометром, вне зависимости от формы канала в затворе работают 4-х положениях. Пятое считается нейтральным (нерабочим) режимом.

На заметку! Трехходовые краны не предназначены для полного перекрытия потока во всех направлениях. Они лишь перенаправляют транспортируемую среду с одной ветки на другую или смешивают их, временно перекрывая один из патрубков.

Из каких материалов изготавливают трехходовые краны

Прочность запорной арматуры, ее эксплуатационные возможности определяет материал, из которого она изготовлена.

Для корпуса, штока и запорного элемента трехходовых кранов чаще всего исполдьзуется:

  1. Сантехническая латунь. Отличные характеристики и относительно небольшой вес таких моделей объясняют, почему они чаще всего встречаются в бытовых системах отопления и водоснабжения. Для дополнительной защиты детали могут покрываться никелевым или хромовым составом.
  2. Бронза. Бронзовые изделия также отличаются превосходным качеством, но из-за стоимости менее востребованы.
  3. Углеродистая сталь. По сути это более дешевый аналог латуни. Однако к выбору запорной арматуры из углеродистой стали стоит подходить ответственно, т.к. низкокачественные сплавы существенно сокращают срок эксплуатации запорного механизма.
  4. Чугун. Такие «тройники» используются разве что в инженерных системах коммунальных хозяйств и на промышленных магистралях. Обладая хорошими антикоррозийными свойствами, чугунные изделия крайне быстро изнашиваются, а их большой вес существенно снижает спрос.

В агропромышленном комплексе и в медицине часто используются трехходовые краны, изготовленные из полимеров.

Запорный элемент некоторых моделей может быть выполнен из керамики. Она надежна, отличается износоустойчивостью. Однако керамика крайне восприимчива к составу транспортируемой среды. Если носитель недостаточно чист, такой механизм очень быстро выходит из строя. Поэтому трехходовые краны с керамическим картриджем чаще всего устанавливаются в системах водоснабжения или отопительных контурах, работающих на очищенном антифризе.

Читайте также:  Сони видеокамеры 4к 2018 года

Уплотняющие детали «тройника» (прокладки, сальник, седельные кольца) могут изготавливаться из тефлона. Его использование повышает рабочий температурный режим трехходового смесителя до 150 °C. Также кольца могут покрываться фторопластом.

Устройство и принцип работы трехходового крана

Конструкция трехходового смесителя включает такие элементы:

  1. Герметичный корпус с тремя Т-образно расположенными патрубками.
  2. Затвор с внутренними Т- или L-образными каналами. Чаще всего затворный механизм имеет форму шара, реже конуса или цилиндра.
  3. Сальник.
  4. Шток, передающий движение на затворный механизм.
  5. Блок управления – ручка (бабочка или рычаг) или привод.

Принцип работы трехходового крана построен на вращении затвора внутри корпуса. Высверленный в затворе L- или Т-образный ход служит для пропуска потоков. Поворачиваясь, затвор либо открывает все отверстия патрубков, либо перекрывает одно из них.

Рассмотрим принцип его работы на примере отопительного контура. Трехпроходной кран устанавливается в контур таким образом, чтобы один его патрубок был подключен к трубопроводу, идущему от котла.

Патрубок, расположенный посередине, через байпасное соединение подключается к «обратке», где теплоноситель имеет уже меньшую температуру. Третий патрубок соединяется с трубопроводом, идущим к радиаторам.

На заметку! Схема монтажа указывается производителем в виде маркировки на самом «тройнике».

Положение затвора задается поворотом рукоятки:

  1. В первой позиции смешиваются транспортируемые потоки, одновременно поступающие с подаваемого от теплогенератора контура и с «обратки».
  2. Во втором положении в отопительный контур подается только горячий теплоноситель от котла.
  3. В третьей позиции перекрывается поток горячего теплоносителя, в систему подается только остывшая вода с обратного контура.

Плюсы и минусы трехходовых кранов

Достоинства Недостатки
Компактность и эргономика Ограниченный функционал
Удобное управление. Мягкое плавное движение затвора при переключении режимов
Возможность использования в загрязненной среде. Исключение – трехходовые смесители с керамическим затвором Не предназначены для регулировки интенсивности потока и установки затвора в промежуточные положения
При установке в отопительном контуре выполняют функцию термостатического прибора, что позволяет оптимизировать энергоэффективность системы
Высокая герметичность затвора
Низкий уровень гидравлического сопротивления Быстрый износ и частое заклинивание при работе в режиме регулировки
Конструкция «тройника» не допускает скапливания и застоя транспортируемой среды
Простая понятная конструкция и принцип работы
Легкость монтажа Ограниченный температурный режим: максимум 200 °C
Удобство эксплуатации. Пониженные требования к регулярности проверок на предмет работоспособности
Длительный срок эксплуатации

Отличие трехходового крана от задвижки, вентиля и клапана

Кран, задвижка, вентиль и термоклапан относятся к классу запорно-регулирующей арматуры. Однако форма затворного механизма и принцип работы у них разные. Для большей наглядности сравнительные характеристики приборов я свела в таблицу:

Кран Вентиль Задвижка Клапан
Функция затвора + + + +
Функция регулировки Не рекомендована + + +
Форма затвора Шар, пробка Клин Диск, клин Букса
Принцип движения затворного механизма Вокруг собственной оси Параллельно потоку Перпендикулярно потоку Параллельно потоку
Рукоятка управления Рычаг Маховик Маховик Рычаг, маховик
Возможность установки электропривода + + + +
Возможность установки термостата Только внешний (для моделей с автоматическим управлением) + +
Компактность + +

Из данных таблицы видно, что кран менее функционален. Однако именно поэтому он более надежен и служит гораздо дольше своих собратьев.

Виды трехходовых кранов

Особенности конструкции предполагают деление трехходовых смесителей на несколько видов:

Параметры Виды трехходовых кранов
Тип затворного механизма Шаровые, пробковые (цилиндрические, конусные)
Диаметр проходного отверстия в затворе Полнопроходные, редуцированные (диаметр канала в затворном механизме несколько сужен)
Форма канала в затворном механизме Т-образные, L-образные
Способ управления Ручные (рычаг, бабочка), с электроприводом, с пневмоприводом
Способ соединения Резьбовые (муфтовые, штуцерные, цапковые), сварные, фланцевые

Использование привода в комплекте с выносным термодатчиком, контроллером или ручным переключателем позволяет автоматизировать процесс управления. Модели с пневматическим приводом безопаснее электрических сервоприводных аналогов.

Срок службы трехходового крана

Период безаварийной работы прибора определяют:

  • Особенности конструкции.
  • Материал, из которого он изготовлен.
  • Соответствие его технических характеристик реальным условиям эксплуатации.

На стальные «тройники» производители дают гарантию в 5-7 лет, но при умеренной интенсивности они вполне могут прослужить и 50 лет. Срок службы пластиковых моделей, как правило, не превышает 2 лет.

Как выбирать трехходовый кран

Перед покупкой трехходового смесителя нужно решить такие вопросы:

  1. Сфера использования.
  2. Максимальная температура нагрева транспортируемой среды.
  3. Диаметр трубы, к которой будет подсоединяться «тройник». При отсутствии подходящего размера сначала устанавливается переходник.
  4. Рабочее давление системы.
  5. Способ управления. Для «теплого пола» лучше брать модели с приводом.

Основные технические характеристики трехпроходного крана можно увидеть на корпусе.

Популярные производители трехходовых кранов

Современный ассортимент запорной арматуры способен ввести в смятение рядового обывателя. Но не все соответствуют стандартам качества. Среди тех, кто уже давно зарекомендовал себя на рынке инженерной сантехники, я бы выделила:

  • Немецкий бренд Danfoss.
  • Шведского производителя ESBE.
  • Австрийскую компанию HERZ.
  • Русско-итальянский бренд Valtec.

Примерные цены на трехходовые краны

Стоимость запорно-регулирующей арматуры зависит от:

  • Габаритов.
  • Материала, из которого она изготовлена.
  • Технических параметров.

Устройства с ручным управлением стоят в 2-3 раза дешевле электро- и пневмоприводных.

Правила монтажа трехходового крана

  1. К месту монтажа необходимо обеспечить свободный доступ.
  2. «Тройник» устанавливается рычагом вверх или вбок (наружу). Рычаг управления должен свободно двигаться в нужном направлении.
  3. Маркировка в виде стрелочек на корпусе прибора подскажет, как правильно его подключить к системе. Стрелки обозначают, в каком направлении будет двигаться поток.
  4. При низком качестве теплоносителя перед трехходовым смесителем желательно установить фильтр.
  5. В отопительном контуре «тройник» устанавливается перед циркуляционным насосом.
  6. Резьбовое соединение обязательно уплотняется льняным волокном и обрабатывается герметиком.
  7. При соединении под сварку необходимо избегать образования окалины внутри магистрали.

Схема подключения трехходового крана к отопительному контуру

Схема подключения трехпроходного крана к системе водоснабжения с водонагревателем

Правила эксплуатации трехходового крана

Установленный в систему «тройник» требует периодического осмотра на предмет износа и протечек. При обнаружении протечки можно попробовать подтянуть резьбовое соединение. Если протечку устранить не получилось, смеситель придется разбирать. Очень часто изнашиваются именно уплотнительные кольца. Их замена и очистка элементов от окалины продлевает срок службы прибора.

Чтобы сократить степень износа устройства, его нужно периодически смазывать специальным сантехническим средством.

Частые ошибки и проблемы при установке трехпроходного крана

Ошибки, допущенные при установке «тройника», не только сокращают срок его службы, но и негативно отражаются на работе всей магистрали:

  1. Неправильное подключение патрубков увеличивает гидравлическое сопротивление.
  2. Использование моделей с уплотнителями из фторопласта в системах с рабочей температурой свыше 150 °C потребует замены трехходового смесителя уже через 2-3 месяца.
  3. Монтаж в труднодоступном месте усложнит процедуру профилактического обслуживания.
Читайте также:  Сип что это такое в электрике

Советы специалистов

  1. При монтаже латунный корпус легко повредить. Чтобы этого не допустить, под гаечный ключ лучше подложить плотную тканевую прокладку.
  2. Для установки трехходового клапана на пластиковые трубы нужны специальные переходники.
  3. Вместо «тройника» можно использовать 2 обычных двухходовых крана. Работать они должны по реверсивной схеме: когда открывается один, другой закрывается.

Заключение

Самое большое достоинство трехходового клапана – несложный самостоятельный монтаж. Настроив его на оптимальный режим работы, вы получите эффективную систему отопления и водоснабжения.

Удачи вам во всех начинаниях! Подписывайтесь и делитесь полезной информацией со своими друзьями и знакомыми в соцсетях. Жду ваших комментариев, до новых встреч!

Трехходовые краны из за своей целенаправленности использования получившие название манометровые применяются при малых давлениях (до 1,6 МПа). Наиболее известными конструкциями трехходовых кранов являются пробковые и получающие распространение в последние годы краны шаровые.

Пробковые краны наиболее просты по конструкции, компактны, имеют малое гидравлическое сопротивление. Они подразделяются на два вида: с натягом и сальниковые (рис.5.34).

Рис.5.34. Схема пробковых кранов: натяжной (а) и сальниковый (б).

Основой этих устройств является пробка, которая изготавливается обычно из латуни и притирается по посадочному гнезду корпуса. Из латуни также производятся и пробковые краны для манометрических приборов. Проходное отверстие пробки может соответствовать проходному отверстию присоединяемых коммуникаций. Наиболее часто, все-таки, производители с целью гарантии герметичности и упрощения технологического процесса изготовления предусматривают конструкцию с проходным диаметром отверстия в пробке 3-5 мм. Проверку на герметичность пробковые краны отечественного производства проходят на давлении 2,5 МПа.

На притираемые поверхности кранов обычно наносят повышающую герметичность и снижающую трение смазку на основе специальных технических масел. Которые, как показали промышленные испытания, через несколько месяцев после начала эксплуатации крана из притираемого зазора могут вымываться рабочей средой.

В сальниковых кранах поджатие пробки осуществляется путем затяга сальника, через набивку которого передается осевая нагрузка на пробку крана. При нарушении герметичности притираемых конусных поверхностей рабочая среда не поступает наружу, а просачивается в перекрытую часть трубопровода.

В натяжных кранах продольное усилие на пробке создается затяжкой гайки на хвостовике пробки. В натяжных кранах верхний и нижний торцы пробки не уплотняются. В случае нарушения герметизации рабочая среда в них поступает наружу.

Для управления краном пробка обычно снабжается квадратом под ключ или рукояткой как отдельно, так и закрепленной на этом квадрате.

В настоящей работы не рассматриваются двухходовые краны, которые функционально не отличаются от сантехнических, в которых обеспечиваются два положения: открыто или закрыто. Наибольший интерес и существенные отличия представляют краны трехходовые, специфические именно для манометрических приборов.

Трехходовой пробковый манометровый кран состоит (рис. 5.35а) из корпуса 1 со сквозным каналом 2, установленной в нем пробки 3 с Т-образным проходом 4, со сбросным отверстием 5. Пробка в наружной части имеет «фаски» для ее поворота отдельной ручкой в одно из рабочих положений. На наружной части этой пробки также нанесено направление Т-образного прохода.

Рис.5.35. Схема трехходового пробкового манометрового крана: 1 – корпус; 2 – сквозной канал; 3 – пробка; 4 – Т-образный проход в пробке; 5 – сбросное отверстие.

На рис. 5.36 показана схема различных положений пробки в корпусе трехходового крана. Если обозначить на рисунке (рис.5.36а) 1 – подвод рабочей среды к крану, 2 — подключение к манометрическому прибору, 3 – соединение с атмосферой, то на рис. рис.5.36а показана схема, когда прибор находится под воздействием давления рабочей среды. Соединение с атмосферой отсутствует. Назовем условно это рабочим положением №1. Такое положение свойственно для крана, когда манометрический прибор находится в режиме измерений.

Положение №2 (рис.5.36б): Внутренняя полость измерительного прибора соединена с атмосферой. Подвод рабочей среды отключен. В таком положении пробки крана проверяется установка прибора на ноль.

Положение №3 (рис.5.36в): Линия подвода рабочей среды, как и внутренняя полость измерительного прибора соединены с атмосферой. В такое положение кран выставляется при ремонте и обслуживании технологического оборудования, когда в технологической линии отсутствует рабочая среда, работа измерительного прибора не предусматривается.

Положение №4 (рис.5.36г): Внутренняя полость измерительного прибора изолирована от рабочей среды и атмосферы. Линия подвода рабочей среды соединена с атмосферой. Положение крана характерно для продувки импульсных (соединительных) линий подвода рабочей среды к измерительному прибору. В таком положении рабочая среда проходит через импульсные линии и сбрасывается в атмосферу через сбросное отверстие 4 (рис.5.35) или в линию отвода. Таким образом удаляются различные составляющие, недопустимые для нахождения в подводящих коммуникациях (паровые или газовые включения, возможные продукты коррозии или сварки и т.п.).

Рис.5.36. Положения пробки в корпусе пробкового крана: а— пол.№1 — подключение измерительного прибора; б — пол.№2 – проверка установки прибора на ноль, соединение внутренней полости чувствительного элемента с атмосферой; поверка прибора на рабочем месте; в — пол.№3 – останов технологического процесса, соединением подводящих коммуникаций и внутренней полости прибора с атмосферой или поверка (контроль) прибора по рабочей точке; г – пол.№4 – продувка импульсных линий; 1 – подвод рабочей среды; 2 – подключение измерительного прибора; 3 – сбросное отверстие — соединение с атмосферой.

Традиционные модели трехходового пробкового крана имеют вид, представленный на рис.5.37а…г. В этих моделях соединение с атмосферой изготавливается в виде отверстия в корпусе.

Наиболее простая модель пробкового крана представлена на рис.5.37а, которая может комплектоваться дополнительно съемной ручкой. Модернизированный вид такого крана представлен на рис.5.37б, отличающийся стационарной ручкой для поворота пробки и установки соответствующего технологического положения. Такие краны изготавливаются методом литья. Пробки и корпуса кранов с целью обеспечения герметичности притираются на специальном оборудовании.

Рис.5.37. Виды трехходовых натяжных (КТН) пробковых кранов: а,б – литых; в,г – изготовленые методом механообработки.

Кран трехходовой пробковый с ручкой (КТНр) с внутренними резьбами для подсоединения, вид которого представлен на рис.5.37в, аналогичен по конструкции предыдущей модели. Изготавливаются такие краны из цельного металла методом механообработки. Гарантированность физических характеристик фасованного металла перед литьевыми заготовками в определенной мере способствует большей надежности готового изделия, хотя не избавляет в принципе от тех недостатков, которые присущи пробковым конструкциям.

Читайте также:  Схемы сварки в защитных газах

На рис.5.37г приведен вид крана трехходового с ручкой (КТНр) с внешними присоединительными резьбами. Корпус такой конструкции изготавливается из фасонного металла методом металлообработки или горячей штамповки. Подсоединение манометрического прибора осуществляется с помощью стяжной муфты, показанной на этом виде. Присоединение к подводящей коммуникации реализовывается также с помощью стяжной муфты или накидной гайки.

Для подключения контрольного манометра, что актуально для проверки технического состояния рабочего манометрического прибора или его поверки по рабочей точке (см. раздел 6) в специальных моделях трехходовых пробковых кранов предусматривается присоединительный фланец. Конструкции фланцев пробковых трехходовых кранов могут быть различными (рис.5.38б,в,г).

Рис. 5.38. Схема (а) и виды трехходовых пробковых кранов с фланцами под контрольный манометр: б – квадратным; в – круглым; г – с пазами.

Манометровый кран с квадратным фланцем (рис.5.38б) традиционно производится отечественными заводами на протяжении многих лет. Иностранные производители предлагают на отечественном рынке краны с круглым и с пазами фланцем (рис.5.38в,г). К сожалению, полной информации по методам подсоединения контрольного манометра к такому крану производителями не предлагается. Методы подсоединения контрольного манометра к трехходовым кранам в различных исполнениях представлены в разделе 6.3.

Наиболее практичным в применении оказывается трехходовой пробковый кран с резьбовым штуцером под контрольный манометр (рис.5.39)

Рис.5.39. Схема (а) и вид(б) трехходового пробкового крана со штуцером под контрольный манометр.

В предлагаемой модели контрольный манометр подсоединяется к трехходовому крану с помощью стяжной муфты. В нерабочем положении сброса, когда рабочий манометр включен в работу штуцер может быть дополнительно герметизирован резьбовой пробкой, как это, например, показано на рис.5.39б.

Пробковые краны, вместе с тем по отдельным наблюдениям, в промышленной эксплуатации сравнительно быстро могут терять герметичность. Притирка поверхностей, а затем натяг их соприкосновения приводит к эффекту сваривания трением. При отсутствии функционирования (периодических переключений положения крана), регулярного технического обслуживания (проворачивания, смазки поверхностей притирки) и даже непродолжительной эксплуатации поворот пробки достаточно затруднителен. Но после его осуществления, при остаточных частях процесса сварки на взаимных поверхностях, полностью нарушается герметичность устройства, которую можно восстановить только в условиях производства.

К сожалению, как показывает практика, даже профилактические смазки в зазоре пробки и корпуса не всегда обеспечивают долговременность и надежность работы пробковых кранов

Шаровые трехходовые манометровые краны (рис.5.40) обеспечивают выполнение всех функций, необходимых для функционирования приборов измерения давления.

Основным рабочим элементом в шаровом трехходовом кране служит шар, изготавливаемый из нержавеющей стали. В металлическом шаре, по аналогии с пробкой, изготавливаются отверстия, позволяющие устанавливать в этом устройстве все четыре положения (рис.5.36). Притираемые к этому шару детали производятся из фторопласта.

Полированность шаровой поверхности шара и достаточная эластичность фторопласта уплотнителей обеспечивают надежность работы такого крана. Рабочее давление шарового крана составляет до 1,6 МПа с проверкой герметичности его в технологическом производстве давлением 2,5МПа.

Рис.5.40. Шаровой трехходовой манометровый кран.

Резьбовые подсоединения у кранов обычно следующие: резьба на входе от трубопровода – G ½, на выходе (гнездо для подключения манометрического манометра –

М20х1,5. Однако могут иметь место и другие варианты: G ½ и G ½, 20х1,5 и М20х1,5 и др. Резьбы подсоединения к трубопроводу могут изготовляться внутренними и наружными.

Соединение крана с трубопроводом может быть организовано с помощью стяжной муфты, когда на входе крана и на отводе имеют место наружные резьбы с левой и правой нарезками соответственно. Кроме универсальности конструкции использование стяжной муфты также обеспечивает позиционирование крана относительно фронта монтажа приборов.

Запорно-функциональные краны предназначены для перекрытия поступления рабочей среды во внутреннюю полость манометрического прибора.

В ряде случаев нет необходимости иметь манометрический прибор в постоянно подключенном состоянии. Контроль показаний осуществляется с определенной периодичностью. Для таких целей могут применяться кнопочные краны, которые обеспечивают подвод измеряемой среды к прибору только при нажатии на его пальчиковую кнопку (рис.5.41).

Рис. 5.41. Схема (а) и вид (б) кнопочного крана: 1 – толкатель; 2 – нижний уплотнитель; 3 – верхний уплотнитель; 4 – корпус; 5 – пружина; 6 – накидная гайка

На толкателе 1 на определенном расстоянии друг от друга закреплены нижний 2 и верхний 3 автономные уплотнители. Они обеспечивают герметичность относительно как окружающей среды, так и линий, с которыми соединены. Например, нижний уплотнитель соединен с внутренней полостью манометрического прибора, присоединяемого к выходу корпуса 4 включателя. При этом сохраняется изолированность этой полости от линии подвода среды измеряемого давления.

Наличие на толкателе упоров, а также пружины 5 и накидной гайки 6 создает устойчивое положение включателя.

При нажатии на толкатель происходит перемещение нижнего и верхнего уплотнителей. Линия подвода измеряемого давления соединяется с внутренней полостью измерительного прибора.

При отжатом положении внутренняя полость измерительного прибора соединена с атмосферой. Такое положение крана называют нормально закрытым (НЗ). Конструкция нормально открытого крана (НО) предусматривает в схеме рис.5.41а верхнее расположение пружины. НЗ кнопочные краны практичны в условиях недопустимости постоянной нагрузки на измерительный прибор. Так, например, при пульсационных нагрузках с целью уменьшения нагрузки на трибко-секторный передаточный механизм прибор подключается по мере необходимости контроля параметров.

Конструкция НО кнопочного крана практична при необходимости проверки нуля прибора.

Температурный диапазон для таких кранов некоторых производителей составляет от -40 до +70оС при обеспечении герметичности по классу А (ГОСТ 9544-2005). Максимальное рабочее давление составляет 1,6 МПа.

При замене манометрических приборов без отключения технологических линий (при отсутствии трехходовых кранов) может применяться запорный клапан, выполненный в виде переходника (рис. 5.42).

Рис. 5.42. Запорный клапан в виде переходника: 1 – корпус; 2 – шток; 3 – резиновый сальник; 4 – пружина

В корпусе переходника установлен шток с пружиной. В пазу на конце штока размещается резиновый сальник. При отсутствии манометра пружина воздействует на шток и прижимает резиновый сальник к посадочному гнезду корпуса. При вворачивании в корпус переходника манометра его держатель воздействует на шток и перемещает его в посадочном гнезде. Между резиновым сальником и корпусом появляется зазор, обеспечивающий доступ рабочей среды к внутренней полости чувствительного элемента прибора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТурбоЗайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector