Содержание
Перед началом работ вы должны вместе с дизайнерами составить техническое задание на проектирование интерьера . Вы должны обсудить все проблемы объекта, выявить главные задачи и обсудить ваши пожелания. Как вы понимаете, это необходимо, что бы учесть все ньюансы. А главное, это впоследствии поможет вам точно отслеживать и контролировать работы по проекту.
Самое главное – определить назначение квартиры, определить бюджет и правильно распределить его.
Особое внимание уделите специфике вашей семьи. Если у вас есть дети – интерьер должен быть максимально безопасным: без травмоопасных углов, безопасных стекол и очень практичный, который легко поддается уборке.
Если у вас есть увлечения и хобби, это тоже важно предусмотреть. Например, занятия музыкой требуют определенного места и звукоизоляции помещения.
Инженерные системы – сильно влияют на дизайн, поэтому очень часто декоративные и архитектурные решения решают задачи адаптации инженерных систем. Вы должны обсудить их все очень тщательно.
Вентиляция – требует коробов и уровней на потолке, блоки кондиционирования требуется расположить наиболее правильно, но при этом, не нарушая дизайн.
Домашний кинотеатр, музыкальные системы требуют правильного расположения, а хорошей адаптации в интерьере. Наиболее сложно адаптировать современную технику в классические интерьеры.
Образец технического задания
на проектирование частного интерьера.
Для чего будет использоваться квартира:
- сдача в наем,
- проживание,
- инвестирование средств
1. Количество членов семьи ______________________________________________
2. Дети (возраст) ________________________________________________________
3. В квартире одновременно будут проживать _______________________________
4. Гости — как часто приходят и сколько их может быть ________________________
5. Перепланировка. ______________________________________________________
6. Наличие профессий/увлечений, требующих специального решения интерьера:
(спорт, место для работы на компьютере, музыка, и т.д.) _________________________
7. Количество комнат и их назначение:
- кухня_______________________________________________________________
- кухня-столовая_______________________________________________________
- спальня_____________________________________________________________
- кабинет_____________________________________________________________
- детская_____________________________________________________________
8. Санузлы. Указать желаемую сантехнику: ванны, душевые кабины, биде, унитаз.
Наличие стиральной, сушильной машины.
Шкафы для книг (в каких комнатах)_____________________________________________
Шкафы для одежды (в каких комнатах)__________________________________________
8. Стиль оформления интерьера ____________________________________________
примеры в журналах (название, номер, страница) ________________________________
9. Цветовые предпочтения по комнатам:
10. Предпочтение материалов:
- Дерево __________________________________________________________
- Металл ___________________________________________________________
- Стекло ___________________________________________________________
- Ткани ___________________________________________________________
- Камень ___________________________________________________________
- Другое ___________________________________________________________
Категорические запреты на использования материалов (аллергия и др. )
11. Предпочтение архитектурно-декоративных элементов:
Настенные росписи ________________________________________________________
Многоуровневые потолки из гипсокартона ______________________________________
Полиуретановые тяги (на стыках стена-потолок) ________________________________
Точечные светильники ______________________________________________________
Плита (Газ, электрическая) ________________________________________________
Посудомоечная машина ____________________________________________________
СВЧ печь ____________________________________________________
Мойка (одинарная, полуторная, двойная) ______________________________________
- 1.Встроенны___________________________________________
- 2.Отдельностоящий_____________________________________
- 3.Отдельностоящий двухстворчатый _______________________
- Кофеварка____________________________________________
- Соковыжималка________________________________________
- Пароварка____________________________________________
- Ледогенератор________________________________________
Барная стойка __________________________________________________________
Другие пожелания __________________________________________________________
13. Техническое задание на мультимедиа:
Домашний кинотеатр : _____________________________________________________
Высококлассная система домашнего кинотеатра Hi-Fi, Hi-End
(Предполагаемая марка или ценовой уровень) __________________________________
Комплект компактного домашнего кинотеатра____________________________________
- 1.напольные_________________________________________________________
- 2.настенные_________________________________________________________
- 3.встроенные в потолок________________________________________________
Телевизор (ЖК, плазма, проекционный, обычный, предполагаемый размер): __________
Телевизоры в других комнатах________________________________________________
14. Интернет: ______________________________________________________________
Интернет в других комнатах — раздача по проводам или WI-FI. ______________________
Натуральный массив, доска___________________________________________________
Натуральные камни: мрамор, гранит __________________________________________
17. Вентиляция и кондиционирование.
Централизованная система автономного микроклимата (предполагаемый марка или ценовой уровень)______________________________________________________________________
Подогрев приточного воздуха _________________________________________________
Приточная вентиляция (в каких комнатах)_______________________________________
Сплит-система (предполагаемая марка или ценовой уровень)
Сплит — системы (в каких комнатах) ____________________________________________
Система приточной вентиляции (в каких комнатах)________________________________
Увлажнители (в каких комнатах)________________________________________________
18. Дополнительные пожелания
19. Система управления на базе микропроцессора EIB (умный дом)
Основные возможности системы для квартир и коттеджей.
- Управление любой линией освещения в комнате из любого количества мест
- Изменяемые световые сцены
- Датчики движения в коридорах и т.д
- Включить подсветку дома и участка, когда на улице темно, в 24.00 выключить все, кроме дежурного освещения, которое выключается утром
- Два режима подсветки дома и освещения участка («Обычный» — включается 50% всех светильников, «Парадный» — включаются все светильники). Выбор режима определяется нажатием на клавишу на центральном пульте управления.
- Ночной режим освещения в спальнях и ванных комнатах (светильники включаются на 50% яркости)
- Выключить свет в комнате, на этаже, во всем доме с помощью клавиши «Выключить все»
- Клавиша «Тревога» в большой спальне (включить весь свет в доме при появлении подозрительных звуков)
2) Электрические нагрузки
- Отключить все розетки в спальнях в ночное время и включить их утром (снижение уровня электромагнитного излучения)
- Отключить рабочие розетки кухни, розетки ванных комнат и гостевых туалетов при выходе из дома и включить их по возвращении домой
- При выходе из дома и в ночное время переключить электрические теплые полы в экономичный режим (температура нагрева уменьшается на 5°С) и переход в нормальный режим утром или по возвращении домой
- При открывании ворот гаража на 20 минут включается вытяжной вентилятор, затем выключается
3) Шторы и солнцезащитные жалюзи
- Управление любой шторой из любого количества мест
- Световые сцены в гостиной, столовой, бильярдной, кабинете с участием в них штор
- Клавиша центрального управления всеми шторами комнаты, этажа, дома
- Закрыть шторы при попадании прямых солнечных лучей в спальнях, гостиной, кабинете и открыть, когда солнце изменит свое положение
- Закрыть шторы в спальнях, если на улице темно и в комнате горит свет
- Закрыть защитные рольставни при сильном ветре, чтобы избежать повреждения окна
- Сложить маркизу при сильном ветре
- Разложить маркизу при ярком солнце, если на веранде кто-то есть
4) Управление климатом
- Автоматическое поддержание заданной температуры в комнатах
- Изменение заданной температуры в комнатах с регуляторами температуры, сенсорных панелей, по таймеру («ночной режим»), при выходе из дома («режим ожидания»)
- Ночью в спальнях установить «ночной режим», во всех остальных комнатах – «режим ожидания», утром перевести все регуляторы в «комфортный режим»
Порекомендуйте своим знакомым, им может пригодиться!
А.П. Беляева, Ю.Н. Самарин, МГУП
Значительный сегмент современного рынка полиграфических услуг занимает дизайн полиграфической продукции, включающий широкий спектр работ — от изготовления POS-материалов до разработки фирменного стиля и представительской документации.
В большинстве типографий есть дизайнер, а крупные типографии имеют дизайнерский отдел в составе допечатного цеха.
Независимо от типографий существуют дизайн-студии и рекламные агентства, которые взаимодействуют с ними по мере необходимости.
В типографиях взаимодействие с клиентом организовано с помощью, например, технической карты заказа, где указаны тираж, формат, красочность, вид скрепления и другие характеристики полиграфического изделия. Заказчик предоставляет оригинал-макет, и работа идет по известной схеме: проверка в отделе препресса, вывод форм или пленок (если это необходимо), печать, послепечатная обработка и отгрузка заказа.
В дизайн-студиях процесс общения с клиентом налажен не так хорошо. Это связано со спецификой работы, потому что дизайн — во многом творческий процесс, который сложно документировать, привести к единым требованиям. Из этого следует, что часто возникают неточности в организации работы, неясности в оригинал-макете и, самое прискорбное — грубые ошибки со стороны как дизайнера, так и клиента. Этому есть несколько причин, но самая весомая из них — недопонимание между клиентом и дизайнером. В свою очередь, оно вызвано недостатком информации о проекте, искаженной ее подачей и т.д.
Существует множество программных продуктов для автоматизации управления на допечатной стадии полиграфического производства, но на современном российском рынке нет ни одной системы управления, которая учитывала бы технологические и информационные процессы, происходящие на стадии дизайна полиграфической продукции, хотя при современном развитии технологий печатания процесс создания концепции и оригинал-макета зачастую занимает больше времени, чем процесс изготовления самой печатной продукции. Это происходит по следующим причинам:
- дизайнеру требуется обработать и структурировать большое количество разнородной информации, которая нужна для изготовления оригинал-макета; в зависимости от объема и сложности заказа количество этой информации изменяется;
- дополнительное время тратится на исправление ошибок и утверждение оригинал-макета;
- требуется определенное время на создание, заполнение и подписание юридических документов.
Таким образом, необходимо найти решение, которое могло бы сократить время работы и минимизировать ошибки на стадии создания оригинал-макета. Все эти проблемы отчасти решаются с помощью технического задания для дизайнера, применение которого обеспечивает следующие дополнительные достоинства:
- структурированная информация удобна для восприятия;
- стоимость вызвавших переверстку ошибок по вине заказчика легче оценить;
- прописывать пункты юридических документов на основе технического задания можно автоматически.
В дизайн-студиях, которые не первый год существуют на рынке и сталкиваются с подобной проблемой, есть подобие технического задания. Но оно возникло стихийно, как обобщение субъективного опыта работы с клиентами в данной фирме. Нас же интересует обобщенный процесс разработки и внедрения технического задания.
Достоинства
Способ общения с клиентом
Личная встреча
Телефонный разговор
Электронная почта
QIP, ISQ
и т.д.
Возможность сразу получить ответ
Удобно для мелких заказов
Возможность получения исходных файлов
Отсутствие ограничений по объему передаваемых файлов
Техническое задание (далее — ТЗ) существует фактически для любого рода профессиональной деятельности, будь то строительство, разработка программного обеспечения или системы управления. В нашем случае ТЗ — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования, предъявляемые к проекту, а также сведения, относящиеся к деятельности заказчика, или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.
Рассмотрим функции технического задания*.
Организационная функция. С помощью ТЗ можно упорядочить работу дизайнера и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.
При введении ТЗ необходимость держать в голове всю информацию отпадает. Из жизненного пространства дизайнера тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного — десятки мегабайт электронного мусора. Работа превратится в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, дизайнеру больше не потребуется тратить усилия на вторичные для него вещи, и все свое время он сможете посвятить тому, что не требует упорядочения, — творчеству.
Информационная функция. Основное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту — его структурированность. ТЗ должно быть составлено так, чтобы из него дизайнер мог почерпнуть именно ту информацию, которая его интересует, именно в той форме, в какой дизайнеру легче всего ее воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.
Грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Работа дизайнера поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. А если входные данные типовые, значит, их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Следовательно, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ.
Коммуникационная функция. ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру почувствовать клиента и выполнить работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.
Юридическая функция. Иногда клиенты просто «забывают» о своих первоначальных требованиях к макету и в процессе работы или, что еще хуже, утверждения выставляют новые требования. ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет дизайнеру возможность переложить расходы по переделке макета на клиента.
Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.
Таким образом, внедрение практики технического задания в дизайн-студии может значительно облегчить работу дизайнера. Остановимся подробнее на этапах работы над проектом и рассмотрим их в ключе применения технического задания.
Получение исходной информации по проекту
Цель клиента — как можно точнее объяснить, что требуется получить на завершающем этапе проекта, а задача дизайнера — понять, на основе каких исходных материалов будет проходить работа.
В таблице описаны способы коммуникации с клиентом.
На практике же применяют комбинацию этих способов коммуникации. В общих чертах проект, его стоимость и сроки исполнения оговариваются по телефону (в случае крупного и сложного проекта — лично при встрече с клиентом); входящие файлы можно получить с помощью электронной почты или FTP, мелкие детали опять же можно обговорить в ISQ.
При отсутствии технического задания детали общения с клиентом передаются дизайнеру в произвольной форме. Пересланное по электронной почте письмо — это в лучшем случае, хуже — если на словах (тогда менеджер может сыграть роль «испорченного телефона»). При личном общении с клиентом в процессе работы над заказом дизайнер теряет массу времени и сил (хотя не исключены случаи, когда это общение необходимо); опять же информация о проекте передается в неструктурированной форме. Грамотно составленное, проверенное менеджером, клиентом и дизайнером ТЗ может избавить всех от лишней головной боли.
Комментарий редакции
В КомпьюАрт № 8’2008 опубликована статья «Заказ и изготовление корпоративных календарей», представляющая собой интервью с дизайнером Виктором Кухарским, который в ходе беседы отметил, что технические задания на дизайн полиграфической продукции в отрасли существуют, но называются брифами.
Слово «бриф» пришло к нам из английского языка (brief — сводка, резюме), и, видимо, победит по частоте употребления в рекламных агентствах наше словосочетание «Техническое задание».
Брифы являются внутренним соглашением между заказчиком и исполнителем. У каждого агентства своя форма брифа.
Пример проекта
Но вначале был бриф, или, говоря по-русски, техническое задание (см. таблицу).
Профессиональный подход к работе над проектом отличает проведение серьезной аналитики рынка на начальном этапе. Заказчик и исполнитель должны представлять степень ответственности, прежде чем выбрать вариант. Иначе нужно ждать обвинений в некомпетентности, слабом креативном или дизайнерском решении.
Рабочий телефон / Work phone
Мобильный телефон / Cellular phone
Адрес / Residence Address
Творческое задание / Creative brief
Перекидной настенный календарь
А2 (предпочтительно вертикальный)
Общая информация / Background
Компания Bayer CropScience — мировой поставщик решений, продуктов и услуг для сельскохозяйственных культур и одна
из лидирующих компаний, действующих в ключевых сегментах мировых агрохимических рынков
Цель проекта / Advertising aim
Повысить узнаваемость суббрендов Bayer CropScience
Целевая группа / Target Group
Партнеры, а также потребители продукции Bayer CropScience
Главные достоинства / Key benefits
Высокое качество продукции, доказанное многолетним успехом
у потребителя
Потребительские предрассудки / Barriers in consumer’s mind to overcome
Представление о том, что химическую продукцию надо показывать, используя язык науки, формулы, атрибуты научных исследований. Химия и природа — несовместимые вещи
«Фирма 1», «Фирма 2», «Фирма 3»
Суть сообщения / Key Message to be Communicated
Химические препараты Bayer служат отличной безопасной защитой сельхозпродукции
Интонация / Tone of voice
Благородная, выдержанная. Приветствуются образные решения
Обязательные компоненты / Mandatory elements
Наличие фирменных цветов и логотипов
Желательно оптимизировать затраты
Временные рамки / Timing Срок сдачи / Dead line
20 августа 2008 года
Форма презентации / Presentation mode
Печать в России
К тому же необходимо учесть момент взаимодействия с типографией. Если клиент заранее знает, где будет печататься заказ, необходимо получить технические требования типографии к входящим файлам, в лучшем случае — цветовые профили. Обычно для этого достаточно узнать название типографии (в большинстве случаев технические требования размещены на сайте). Если преимущество выбора типографии остается за дизайн-студией, необходимость узнавать технические требования отпадает — работа происходит с одной или несколькими типографиями, уже известными по предыдущим заказам. Ситуация еще больше упрощается для дизайнера в составе допечатного отдела типографии — в этом случае технические требования известны ему «по умолчанию».
Кроме вышеперечисленного, задачей дизайнера является оценка предложенных исходных материалов на предмет достаточности — указаны ли все элементы, необходимые для работы над заказом. В этом случае при грамотно составленном техническом задании оценить довольно просто — по заполненным графам ТЗ.
При размещении технического задания на сайте дизайн-студии можно свести коммуникацию с заказчиком к минимуму и значительно автоматизировать сам процесс:
- возможно выложить входящие файлы (допустим, до 30 Мбайт);
- всё то, что воспринималось на слух, теперь может быть задокументировано;
- по завершении заполнения ТЗ заказчиком возможна его проверка дизайнером, проверка достаточности входящих файлов, их качества, уточнение неточностей, наконец, утверждение ТЗ заказчиком (как выход — электронная подпись, предусмотренная форматом PDF);
- в техническое задание можно включить активные ссылки, разъясняющие клиенту технические моменты (что такое Pantone, CMYK или КБС).
Такой насущный вопрос, как стоимость работ, тоже решается с помощью ТЗ, которое наглядно показывает и дизайн-студии, и клиенту, какие работы и в каком объеме будут проводиться.
В случае применения ТЗ имеет место важный психологический момент: для клиента гораздо проще отделаться общими фразами по телефону, чем вдумчиво заполнять ТЗ. Как показывает практика, результат во многом зависит от грамотной подготовки материалов заказчиком (нельзя не согласиться, что даже при самом исключительном дизайне и хорошей печати впечатление от продукта может испортить всего одна грамматическая ошибка). Поэтому процесс заполнения ТЗ надо сделать как можно более понятным и легким — требовать от клиента необходимый минимум информации. К тому же нужно донести до заказчика простое правило: верно заполненное ТЗ — гарантия того, что работа будет выполнена в срок и в точности так, как требуется.
Подводя итоги этого этапа, приведем алгоритм принятия заказа в работу, основанный на применении технического задания:
1. Поступление заявки от клиента в менеджерский отдел. Клиент предоставляет первоначальную информацию (тип изделия, формат, общие требования, приемлемые сроки и т.д.). Менеджер примерно называет цену и сроки, исходя из ситуации на предприятии. Если менеджер и заказчик приходят к соглашению, заполняется техническое задание.
2. Составление технического задания. При крупном заказе техническое задание заполняется лично заказчиком в присутствии арт-директора — это исключает неточности и недопонимание между ними. Для мелких же заказов (или заказов от клиента, который уже работал с предприятием) достаточно менеджера. Заполнение ТЗ происходит по телефону, лично или на сайте компании. Например, менеджер при телефонном разговоре с заказчиком заполняет определенную форму ТЗ.
3. Утверждение технического задания. Составленное техническое задание подписывается обеими сторонами и является приложением к юридическому договору.
Реализация проекта
На данном этапе целью дизайнера является реализация проекта в соответствии с желаниями клиента и в срок, а в процессе работы — учет всех необходимых деталей как художественного, так и технического характера.
Во-первых, ТЗ помогает адекватно и быстро оценить сложность и соответственно время, затрачиваемое на выполнение заказа, а следовательно, более точно планировать рабочий график. Во-вторых, упрощается процесс работы — когда перед глазами у дизайнера есть список необходимых элементов, гораздо проще составить общую картину проекта. В-третьих, гораздо легче оценить работу дизайнера на предмет ошибок.
Наряду со всеми плюсами, необходимо отметить один существенный минус технического задания — это достаточно жесткие рамки, ограничивающие творческую составляющую работы дизайнера. Часто возникают ситуации, когда решения, предлагаемые заказчиком, не соответствуют представлениям дизайнера. Чтобы исключить такие спорные моменты, необходимо провести четкую границу — где заканчиваются полномочия клиента и начинается зона ответственности дизайнера. Другой выход — принцип «клиент всегда прав». Какой путь выбрать — личное дело каждого дизайнера.
Утверждение проекта заказчиком
Этот этап — самый сложный и неоднозначный, что обусловлено несколькими причинами:
- текст и иллюстрации могут измениться в процессе работы;
- в большинстве случаев клиенту предлагается несколько концепций и выбранный вариант дорабатывается и снова отправляется на утверждение;
- и, наконец, случай, когда «не нравится».
На своем опыте можем отметить, что работы, не требующие переделок и дополнений, — единичны. Практика показывает, что чем точнее клиентом описаны начальные пожелания, тем ближе к его представлениям окажется результат.
Техническое задание для дизайнерского проекта
Начать разработку дизайнерского проекта нужно с выявления нюансов, с которыми есть возможность столкнуться во время оформления интерьера. Писать об этих нюансах должен сам заказчик. Таким образом, он сможет предоставить нам образ того интерьера, который хотел бы получить в результате нашей работы. Техническое задание — это возможность, которая дается клиенту пофантазировать на тему будущего интерьера своего помещения.
Техническое задание состоит из понятных схем и тех вопросов, на которые нужно ответить. Если у заказчика есть какие-либо особенные требования, то вы просто помечаете их отдельной строкой, но не забываете вписать их в техническое задание.
Зачем заполнять техническое задание?
Именно, при помощи технического задания мы сможем понять, какой интерьер хочет получить клиент. Так, например, если мы зададим правильный вопрос, то сможете получить правильный ответ, который существенно поможет нам в разработке дизайн-проекта. Нет ничего страшного в том, чтобы дизайнер интересовался какими-либо фактами из жизни заказчика. Именно из таких деталей и можно создать идеальный интерьер для той или иной семьи.
Помимо всего прочего, стоит отметить и то, что техническое задание — это официальный, юридический документ. Дизайнер должен приложить его к основному договору, в котором содержится информация о заказе дизайн-проекта. Все эти документы должны быть подписаны исполнителем и заказчиком.
Коммуникативная составляющая технического задания
Чаще всего, понять то, что хочет заказчик — невероятно сложная задача. Порой, заказчики сами не знают, что хотят получить в результате и фразами, на подобии: «Ну, вы же дизайнер, придумайте что-нибудь» пытаются решить все вопросы. Но это — путь, который ни к чему хорошему не приведет.
Если вы, действительно, хотите получить квартиру, оформленную в вашем стиле, если вы хотите, чтобы жить в ней вам было максимально комфортно и уютно, то слушайте дизайнера — серьезно отнеситесь к заполнению технического задания. Если этого не делать, то дизайнер запросто сможет сделать прекрасный интерьер, только он может вам не подойти. Ведь важно чтобы интерьер был не только стильным, но и удобным.
Так, например, создавая дизайн-проект кафе, исполнитель вашего заказа разработает интересный проект, но без знания того, на сколько человек рассчитано кафе, он не сможет дополнить его множеством деталей — из-за этого проект может оказаться сырым и серым. Такой плохой результат — это не знак того, что дизайнер оказался плохим и непрофессиональным — в этом кроется ваша вина. Имейте в виду — чем больше информации о своих вкусах и предпочтениях вы поведаете исполнителю заказа, тем больше вероятность того, что получившийся дизайн-проект придется вам по душе.
Причины отрицательных результатов
После всего вышеперечисленного, глупо отрицать факт того, что работа над техническим заданием — это очень важный этап для создания качественного дизайн-проекта. Но не так уж все и просто — очень важно, чтобы техническое задание стало частью производственного процесса в полном виде. Именно по этой причине, разрабатывать его так сложно — нужно обсудить все малейшие детали, уточнить абсолютно все моменты и только после этого приступать к работе над проектом.
Но в случае, если проект проваливается, то виноватым оказывается дизайнер (по мнению заказчика) или заказчик (по мнению дизайнера). Так, например, проблема дизайнера в том, что он, как человек творческий не любит фиксировать каждый свой шаг на бумаге — проще позвонить клиенту в любое время дня и ночи и быстро ввести в курс дела. А в случае возникновения дальнейших трудностей, сказать заказчику: «Ну, я же Вас предупреждал!».
В случае с самим заказчиком, дела обстоят примерно следующим образом — изо дня в день он принимает по несколько звонков и писем от дизайнера с различными уточнения и поправками, он честно пытается все запомнить и, думая, что его память — это кладезь с неисчезающими знаниями, тоже не решается фиксировать все на бумаге. А потом, естественно, забывает некоторые детали, от которых потом не в восторге.
Как решать назревшие проблемы?
Несмотря на то, что дизайн — это творческое направление, понятие творческого беспорядка не должно вмешиваться в работу.
Решать проблемы, о которых писалось ранее, на самом деле, очень просто. Следует начать с себя. Дизайнерам не нужно винить заказчиков, а заказчикам — дизайнеров. В конце концов, для первых, разработка проекта — это любимая работа, а для вторых — это создание собственное помещения для комфортного времяпрепровождения.
Именно по этим причинам, дизайнер, как и заказчик, должны с особым вниманием относиться к каждым изменениям — фиксировать их на бумаге или в специальных документах. Грамотно организованная работа обязательно положительно скажется на результате.