Техника безопасности при испытаниях электрооборудования

Требования техники безопасности при слесарных работах

Перед началом работы проверить весь инструмент. Слесарные молотки изготовляют из стали марки 50 или У7. Рукоятки, на которых надежно укрепляют молотки и кувалды путем расклинивании заершенными металлическими клиньями, изготовляют из вязких и прочных пород дерева (граб, клен, рябина, кизил, ясень, бук, молодой дуб, береза). Они не должны иметь сучков, трещин, бугров и отколов. Чтобы поверхность рукояток была гладкой, их пропитывают олифой или покрывают бесцветным лаком. Рукоятки делают слегка конусными с уширением к свободному концу. Слесарные зубила, бородки, керны, обжимки изготовляют из инструментальной стали с термической обработкой рабочей и ударной частей. Они должны иметь слегка выпуклые гладкие затылки без скосов и заусенцев. Длина зубила, бородка — не менее 150 мм, а оттянутой части зубила 60 — 70 мм. Режущая кромка инструмента должна представлять собой ровную или слегка выпуклую линию. Угол заточки рабочей части зубила определяется в зависимости от твердости обрабатываемого материала. Напильники и отвертки не должны иметь трещин, изломов. На деревянные рукоятки их со стороны насадки надевают металлические бандажные кольца. При работе не разрешается наращивать один гаечный ключ другим, а также применять прокладки между гайкой и ключом.

Всех рабочих, занятых обработкой деталей ударным инструментом, обеспечивают защитными очками, а место работы ограждают сетками или щитами.

Проверить исправность пневматического инструмента. Воздушные шланги должны быть хорошо насажены на штуцера и не должны иметь повреждений. При обнаружении какой-либо неисправности, заявить об этом мастеру. При получении от мастера новой работы потребовать проведения инструктажа о безопасных методах ее выполнения.

Требования безопасности при ремонте и испытании электрооборудования

Перед началом ремонта электрооборудования ТПС должны быть обесточены все силовые электрические цепи, отключены выключатели тяговых электродвигателей, крышевой разъединитель поставлен в положение "Заземлено", выпущен воздух и перекрыты краны пневматической системы электроаппаратов. Кроме того, при необходимости ремонта отдельных аппаратов, должны быть вынуты предохранители данного участка, предусмотренные конструкцией.

Внешние электрические сети питания переносных диагностических приборов напряжением более 42 В переменного или 110 В постоянного тока должны быть оборудованы защитным заземлением ("занулением" или устройством защитного отключения). Стенд для диагностики и ремонта электронного оборудования должен иметь защитное заземление ("зануление" или устройство защитного отключения).

Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на ТПС должны осуществляться после вывешивания данной колесной пары и подключения тягового двигателя к источнику питания постоянного тока напряжением не более 110 В. Крайние колесные пары с обеих сторон ТПС должны быть подклинены и заторможены ручным тормозом.

Перед обточкой и шлифовкой коллектора необходимо:

прекратить все работы на ТПС и вывести людей в безопасную зону;

на двери ВВК вывесить запрещающий знак (табличку) "Не включать. Работают люди";

включить вытяжное устройство;

подъемные домкраты зафиксировать стопорными гайками;

щеткодержатель обтачиваемого двигателя заземлить;

работник, обтачивающий коллектор, должен надеть защитные очки, диэлектрические перчатки, установить защитный экран и положить под ноги диэлектрический коврик.

Обточку и шлифовку коллектора разрешается выполнять только при установленных кожухах зубчатой передачи и после контроля правильности собранной схемы.

Обточку и шлифовку коллектора тягового двигателя необходимо проводить под наблюдением специально выделенного работника, имеющего группу по электробезопасности не ниже III. Инструмент для шлифовки коллектора должен иметь изолирующие рукоятки.

При обточке и шлифовке коллектора главного генератора на тепловозе (кране) не должны выполняться работы, связанные с ремонтом дизеля и электрооборудования.

Электрические машины, снятые с ТПС, необходимо устанавливать на специальные подставки или конвейер поточной линии.

При перемещении или подъеме шагающего конвейера запрещается переходить через подвижную раму или находиться вблизи перемещаемого тягового двигателя, установленного на раме.

Для поворачивания корпуса остова (статора) должны применяться кантователи.

Разборка и сборка подшипниковых узлов должна осуществляться с помощью съемников, прессов и индукционных нагревателей.

Во время работы на поточных линиях разборки и сборки тяговых двигателей запрещается:

перемещать тележку подъемно-транспортной машины без предупреждения работников на соседней рабочей позиции и принятия мер безопасности;

перемещать тележку, как с двигателем, так и без него на расстояние более 1 м от своей рабочей позиции;

перемещать тележку с поднятым столом, как с двигателем, так и без него далее 1 м от своей позиции при установленных на соседних позициях тяговых двигателях, остовах;

переходить путь тележки;

производить какие-либо работы на перемещаемой тележке:

оставлять подключенными прессы по окончании выпрессовки подшипниковых щитов.

На поточной линии ремонта якорей тяговых двигателей запрещается:

пользоваться кнопками передвижения конвейера без разрешения мастера или бригадира;

спускаться в канаву или находиться на торцах конвейера при нахождении на нем якоря;

касаться руками во время движения цепей конвейера или кожуха продувочной камеры.

Испытания электрических машин, аппаратов и счетчиков электрической энергии на электрическую прочность изоляции после ремонта перед установкой на ТПС (кран) должны производиться на специально оборудованной станции (площадке, стенде), имеющей необходимое ограждение, сигнализацию, знаки безопасности и блокирующие устройства.

Перед началом и во время испытаний на станции (площадке) не должны находиться посторонние лица.

Сборка схем на испытательных стендах должна осуществляться при полном снятии напряжения. Питающие кабели для испытания электрических машин и аппаратов высоким напряжением должны быть надежно присоединены к зажимам, а корпуса машин и аппаратов заземлены.

Подачу и снятие напряжения необходимо осуществлять контакторами с механическим или электромагнитным приводом или рубильником, имеющим защитный кожух.

Пересоединение на зажимах испытываемых машин и аппаратов должно производиться после отключения всех источников питания и полной остановки вращающихся деталей.

Измерение сопротивления изоляции, контроль нагрева подшипников, проверка состояния электрощеточного механизма должны производиться после отключения напряжения и полной остановки вращения якоря.

При пайке наконечников на проводе непосредственно на ТПС (кране) должен использоваться надежно закрепленный тигель, исключающий выплескивание из него припоя.

При проверке щеток на искрение необходимо использовать защитные очки.

При оценке искрения щеток следует применять специальные индикаторы.

При измерении сопротивления изоляции электрических цепей мегаомметром на напряжение 0,5 и 2,5 кВ выполнение каких-либо других работ на электрооборудовании и электрических цепях ТПС (крана) запрещается.

Перед испытаниями высоким напряжением сопротивления изоляции электрических цепей ТПС (крана) все ремонтные работы должны быть прекращены, работники выведены, входные двери на ТПС (кране) закрыты, а с четырех сторон на расстоянии 2 м установлены переносные знаки "Внимание! Опасное место".

Перед подачей высокого напряжения необходимо подать звуковой сигнал и объявить по громкоговорящей связи: "На локомотив (кран), стоящий на такой-то канаве, подается напряжение". Управлять испытательным агрегатом должен руководитель работ, проводить испытания — персонал, прошедший специальную подготовку.

Корпус передвижного трансформатора и рамы испытываемого ТПС (крана) необходимо заземлить.

После ремонта ЭПС подъем токоприемника и опробование электровоза или электросекции под рабочим напряжением должно производить лицо, имеющее право управления, в присутствии проводившего ремонт мастера или бригадира, которые до начала опробования должны убедиться в том, что:

все работники находятся в безопасных местах, и подъем токоприемника не грозит им опасностью

закрыты люки машин, двери шкафов управления, щиты стенок ВВК, реостатных помещений, крышки подвагонных аппаратных ящиков;

в ВВК и под кузовом нет людей, инструментов, материалов и посторонних предметов;

закрыты двери в ВВК, складные лестницы и калитки технологических площадок для выхода на крышу;

с машин и аппаратов после их ремонта сняты все временные присоединения;

машины, аппараты, приборы и силовые цепи готовы к пуску и работе.

После этого работник, поднимающий токоприемник, должен громко объявить из окна кабины локомотива: "Поднимаю токоприемник", подать звуковой сигнал свистком локомотива и поднять токоприемник способом, предусмотренным конструкцией данного электровоза или электросекции.

Читайте также:  Сколько уксуса на литр маринада

При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:

заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в ВВК и снятия ограждений), лампы освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы:

заменять предохранители в обесточенных цепях управления;

заменять прожекторные лампы при обесточенных цепях, если их смена предусмотрена из кабины машиниста:

осматривать тормозное оборудование и контролировать выходы штоков тормозных цилиндров: на электровозах типа ЧС — только на смотровой канаве, на электросекциях — не залезая под кузов:

проверять на ощупь нагрев букс;

настраивать электронный регулятор напряжения;

продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

заправлять песочные бункера электропоездов;

контролировать подачу песка под колесную пару;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления. Кроме того, на электровозах дополнительно разрешается:

обслуживать аппаратуру под напряжением 50 В постоянного тока, которая находится вне ВВК;

проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом коврике и в диэлектрических перчатках;

контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в ВВК;

включать автоматы защиты;

обтирать нижнюю часть кузова;

осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов;

проверять давление в масляной системе компрессора;

регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;

производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении.

Другие работы на ЭПС при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.

Якоря электрических машин и другие узлы должны транспортироваться и устанавливаться в сушильной печи на специальной тележке, конструкция которой должна обеспечивать их надежное крепление.

Для нанесения эпоксидных смол и композиций, составленных на их основе, на детали ТПС (кранов) необходимо пользоваться кистями, шпателями, лопаточками и другими приспособлениями, снабженными защитными экранами.

Грязную посуду и кисти в моечное помещение необходимо переносить в специальной закрытой таре.

39.1. К проведению испытаний электрооборудования допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и проверку знаний и требований, содержащихся в настоящем подразделе, комиссией, в состав которой включаются специалисты по испытаниям оборудования, имеющие группу V — в электроустановках напряжением выше 1000 В и группу IV — в электроустановках напряжением до 1000 В.

Право на проведение испытаний подтверждается записью в поле "Свидетельство на право проведения специальных работ" удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках.

Испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор.

Производитель работ, занятый испытаниями электрооборудования, а также работники, проводящие испытания единолично с использованием стационарных испытательных установок, должны пройти месячную стажировку под контролем работника, стаж которого по испытаниям электрооборудования не должен быть менее года (далее — опытный работник).

39.2. Испытания электрооборудования, в том числе и вне электроустановок, проводимые с использованием передвижной испытательной установки, должны выполняться по наряду.

Допуск к испытаниям электрооборудования в действующих электроустановках осуществляет оперативный персонал в соответствии с главой X Правил, а вне электроустановок — ответственный руководитель работ или, если он не назначен, производитель работ.

Проведение испытаний в процессе работ по монтажу или ремонту оборудования должно оговариваться в строке "поручается" наряда.

39.3. Испытания электрооборудования проводит бригада, в которой производитель работ должен иметь группу IV, член бригады — группу III, а член бригады, которому поручается охрана, — группу II.

39.4. В состав бригады, проводящей испытание оборудования, можно включать работников из числа ремонтного персонала, не имеющих допуска к специальным работам по испытаниям, для выполнения подготовительных работ и надзора за оборудованием.

39.5. Массовые испытания материалов и изделий (средства защиты, различные изоляционные детали, масло) с использованием стационарных испытательных установок, у которых токоведущие части закрыты сплошными или сетчатыми ограждениями, а двери снабжены блокировкой, разрешается выполнять работнику, имеющему группу III, единолично в порядке, установленном для электроустановок напряжением до 1000 В, с использованием типовых методик испытаний.

39.6. Рабочее место оператора испытательной установки должно быть отделено от той части установки, которая имеет напряжение выше 1000 В. Испытательная установка, имеющая напряжение выше 1000 В, должна быть снабжена блокировкой, обеспечивающей снятие напряжения с испытательной схемы в случае открывания двери. На рабочем месте оператора должна быть предусмотрена раздельная световая сигнализация, извещающая о включении напряжения до и выше 1000 В, и звуковая сигнализация, извещающая о подаче испытательного напряжения. При подаче испытательного напряжения оператор должен стоять на изолирующем ковре.

Передвижные испытательные установки должны быть оснащены наружной световой сигнализацией, автоматически включающейся при наличии напряжения на выводе испытательной установки, и звуковой сигнализацией, кратковременно извещающей о подаче испытательного напряжения.

39.7. Допуск по нарядам, выданным на проведение испытаний и подготовительных работ к ним, должен быть выполнен только после удаления с рабочих мест других бригад, работающих на подлежащем испытанию оборудовании, и сдачи ими нарядов допускающему. В электроустановках, не имеющих местного дежурного персонала, производителю работ разрешается после удаления бригады оставить наряд у себя, оформив перерыв в работе.

39.8. Испытываемое оборудование, испытательная установка и соединительные провода между ними должны быть ограждены щитами, канатами с предупреждающим плакатом "Испытание. Опасно для жизни", обращенным наружу. Ограждение должны устанавливать работники, проводящие испытание.

39.9. При необходимости следует выставлять охрану, состоящую из членов бригады, имеющих группу II, для предотвращения приближения посторонних людей к испытательной установке, соединительным проводам и испытываемому оборудованию. Члены бригады, несущие охрану, должны находиться вне ограждения и считать испытываемое оборудование находящимся под напряжением. Покинуть пост эти работники могут только с разрешения производителя работ.

39.10. При испытаниях КЛ, если ее противоположный конец расположен в запертой камере, отсеке КРУ или в помещении, на дверях или ограждении должен быть вывешен предупреждающий плакат "Испытание. Опасно для жизни". Если двери и ограждения не заперты либо испытанию подвергается ремонтируемая линия с разделанными на трассе жилами кабеля, помимо вывешивания плакатов у дверей, ограждений и разделанных жил кабеля, должна быть выставлена охрана из членов бригады, имеющих группу II, или оперативного персонала, находящегося на дежурстве.

39.11. При размещении испытательной установки и испытываемого оборудования в разных помещениях или на разных участках РУ разрешается нахождение членов бригады, имеющих группу III, ведущих наблюдение за состоянием изоляции, отдельно от производителя работ. Эти члены бригады должны находиться вне ограждения и получить перед началом испытаний необходимый инструктаж от производителя работ.

39.12. Снимать заземления, установленные при подготовке рабочего места и препятствующие проведению испытаний, а затем устанавливать их вновь разрешается только по указанию производителя работ, руководящего испытаниями, после заземления вывода высокого напряжения испытательной установки.

Разрешение на временное снятие заземлений должно быть указано в строке "Отдельные указания" наряда.

39.13. При сборке испытательной схемы прежде всего должно быть выполнено защитное и рабочее заземление испытательной установки. Корпус передвижной испытательной установки должен быть заземлен отдельным заземляющим проводником из гибкого медного провода сечением не менее 10 мм. Перед испытанием следует проверить надежность заземления корпуса.

Перед присоединением испытательной установки к сети напряжением 380/220 В вывод высокого напряжения ее должен быть заземлен.

Сечение медного провода, применяемого в испытательных схемах для заземления, должно быть не менее 4 мм.

39.14. Присоединение испытательной установки к сети напряжением 380/220 В должно выполняться через коммутационный аппарат с видимым разрывом цепи или через штепсельную вилку, расположенные на месте управления установкой.

Читайте также:  Станки для изготовления газоблоков

Коммутационный аппарат должен быть оборудован устройством, препятствующим самопроизвольному включению, или между подвижными и неподвижными контактами аппарата должна быть установлена изолирующая накладка.

Провод или кабель, используемый для питания испытательной электроустановки от сети напряжением 380/220 В, должен быть защищен установленными в этой сети предохранителями или автоматическими выключателями. Подключать к сети передвижную испытательную установку должны представители организации, эксплуатирующей эти сети.

39.15. Соединительный провод между испытываемым оборудованием и испытательной установкой сначала должен быть присоединен к ее заземленному выводу высокого напряжения.

Этот провод следует закреплять так, чтобы избежать приближения (подхлестывания) к находящимся под напряжением токоведущим частям на расстояние, менее указанного в таблице N 1.

Присоединять соединительный провод к фазе, полюсу испытываемого оборудования или к жиле кабеля и отсоединять его разрешается по указанию руководителя испытаний и только после их заземления, которое должно быть выполнено включением заземляющих ножей или установкой переносных заземлений.

39.16. Перед каждой подачей испытательного напряжения производитель работ должен:

проверить правильность сборки схемы и надежность рабочих и защитных заземлений;

проверить, все ли члены бригады и работники, назначенные для охраны, находятся на указанных им местах, удалены ли посторонние люди и можно ли подавать испытательное напряжение на оборудование;

предупредить членов бригады о подаче напряжения словами "Подаю напряжение" и, убедившись, что предупреждение услышано всеми членами бригады, снять заземление с вывода испытательной установки и подать на нее напряжение 380/220 В.

39.17. С момента снятия заземления с вывода установки вся испытательная установка, включая испытываемое оборудование и соединительные провода, должна считаться находящейся под напряжением и проводить какие-либо пересоединения в испытательной схеме и на испытываемом оборудовании запрещается.

39.18. Запрещается с момента подачи напряжения на вывод испытательной установки находиться на испытываемом оборудовании, а также прикасаться к корпусу испытательной установки, стоя на земле, входить и выходить из передвижной лаборатории, прикасаться к кузову передвижной лаборатории.

39.19. Испытывать или прожигать кабели следует со стороны пунктов, имеющих заземляющие устройства.

39.20. После окончания испытаний производитель работ должен снизить напряжение испытательной установки до нуля, отключить ее от сети напряжением 380/220 В, заземлить вывод установки и сообщить об этом членам бригады словами "Напряжение снято". Только после этого разрешается пересоединять провода или в случае полного окончания испытания отсоединять их от испытательной установки и снимать ограждения.

После испытания оборудования со значительной емкостью (кабели, генераторы) с него должен быть снят остаточный заряд специальной разрядной штангой.

39.21. В электроустановках напряжением выше 1000 В работу с электроизмерительными клещами должны проводить два работника: один — имеющий группу IV (из числа оперативного персонала), другой — имеющий группу III (разрешено быть из числа ремонтного персонала). При измерении следует пользоваться диэлектрическими перчатками. Запрещается наклоняться к прибору для отсчета показаний.

Указанная работа должна проводиться по распоряжению.

39.22. В электроустановках напряжением до 1000 В работать с электроизмерительными клещами разрешается одному работнику, имеющему группу III.

Запрещается работать с электроизмерительными клещами, находясь на опоре ВЛ.

Указанная работа должна проводиться по распоряжению либо в порядке текущей эксплуатации.

39.23. Работу с измерительными штангами должны проводить не менее двух работников: один — имеющий группу IV, остальные — имеющие группу III. Подниматься на конструкцию или телескопическую вышку, а также спускаться с нее следует без штанги.

Указанная работа должна проводиться по наряду, даже при единичных измерениях с использованием опорных конструкций или телескопических вышек.

39.24. Присоединять импульсный измеритель линий разрешается только к отключенной и заземленной ВЛ. Присоединение следует выполнять в следующем порядке:

соединительный провод сначала необходимо присоединить к заземленной проводке импульсного измерителя (идущей от защитного устройства), а затем с помощью изолирующих штанг — к проводу ВЛ. Штанги, которыми соединительный провод подсоединяется к ВЛ, на время измерения должны оставаться на проводе линии. При работе со штангами необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками;

снять заземление с ВЛ на том конце, где присоединен импульсный измеритель. При необходимости разрешается снятие заземлений и на других концах поверяемой ВЛ. После снятия заземлений с ВЛ соединительный провод, защитное устройство и проводка к нему должны считаться находящимися под напряжением и прикасаться к ним не разрешается;

снять заземление с проводки импульсного измерителя.

39.25. Присоединение проводки импульсного измерителя к ВЛ с помощью изолирующих штанг должен выполнять оперативный персонал, имеющий группу IV, или персонал лаборатории под наблюдением оперативного персонала.

Подключение импульсного измерителя через стационарную коммутационную аппаратуру к уже присоединенной к ВЛ стационарной проводке и измерения могут проводить единолично оперативный персонал или по распоряжению работник, имеющий группу IV, из персонала лаборатории.

39.26. По окончании измерений ВЛ должна быть снова заземлена, и только после этого разрешается снять изолирующие штанги с соединительными проводами сначала с ВЛ, а затем с проводки импульсного измерителя.

39.27. Измерения импульсным измерителем, не имеющим генератора импульсов высокого напряжения разрешается без удаления с ВЛ работающих бригад.

39.28. Измерения мегаомметром в процессе эксплуатации разрешается выполнять обученным работникам из числа электротехнического персонала. В электроустановках напряжением выше 1000 В измерения производятся по наряду, кроме работ, указанных в пунктах 6.12, 6.14 Правил, в электроустановках напряжением до 1000 В и во вторичных цепях — по распоряжению или по перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

Разрешается измерение мегаомметром сопротивления изоляции электрооборудования выше 1000 В, включаемого в работу после ремонта, выполнять по распоряжению двум работникам из числа оперативного персонала, имеющим группу IV и III при условии выполнения технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ со снятием напряжения.

39.29. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

39.30. При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг), при этом следует пользоваться диэлектрическими перчатками.

39.31. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не разрешается. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.

Профилактические испытания изоляции кабелей, трансформато­ров, электрических машин, электрозащитных средств позволяют выявить и своевременно устранить дефекты в изоляции, тем самым предупредить аварии, которые могут сопровождаться электропоражениями людей.

Испытание изоляции силовых кабелей повышенным на­пряжением.Силовые кабели до ввода их в эксплуатацию и перио­дически подвергаются испытаниям повышенным постоянным (вы­прямленным) напряжением. Силовые кабели напряжением до 10 кВ испытывают повышенным напряжением от стационарных испыта­тельных установок типа АИИ-70 с кенотронной выпрямительной лампой типа КР-110 (рис. 23.1).

Лампа может быть заменена полупроводниковым вентилем, например типа ВВК-0,5/200.

Для испытания КЛ отключают и после проверки отсутствия напряжения на все фазы накладывают переносное заземление, при этом происходит раз­рядка остаточного электростатического заряда. Затем с одной жилы кабеля снимают заземление и к ней подклю­чают вывод высокого напряжения ис­пытательной установки, после чего плавно повышают напряжение аппа­рата до требуемого значения.

Рис. 23.1. Принципиальная электрическая схема для испытания изоляции повышенным напряжением: 1 — микроамперметр; 2 — трансформатор; 3 — кенотрон; 4 — повы­шающий трансформатор; 5 — испытуемая изоляция (электрическая емкость)

Для кабелей на напряжение до 35 кВ с бумажной и пластмассовой изо­ляцией длительность приложения пол­ного испытательного напряжения при приемосдаточных испытаниях состав­ляет 10 мин, а в процессе эксплуата­ции — 5 мин.

Состояние изоляции оценивается не только значением тока утечки, но и характером его изменения во времени.

Если происходит постепенное нарастание тока утечки, то испытание продолжают до тех пор, пока значение тока станет постоянным или, возможно, будет пробита изоляция (в этом случае аппарат отключится защитой). Значения тока утечки не нормируются, поскольку они зави­сят от длины КЛ (емкости). Колебания тока утечки или непрерывное его нарастание являются признаками неисправности изоляции кабеля. После снятия испытательного напряжения кабель следует разрядить заземленным проводом с помощью изолирующей штанги. По окончании поочередного испытания всех фаз кабеля сопротивление изоляции повторно измеряется мегомметром, после чего кабель опять следует разрядить.

Читайте также:  Сколько держать саженцы в растворе корневина

Электрические испытания изоляции кабелей в действующих электроустановках представляют повышенную опасность для персо­нала, поэтому они должны проводиться с соблюдением ряда дополни­тельных мер безопасности.

Испытания проводятся бригадой в составе не менее двух чело­век, из которых производитель работ должен иметь квалификацион­ную группу не ниже IV, остальные — не ниже III. Персонал, прово­дящий испытания, проходит специальную подготовку по безопасным методам работы и проверку знания электрических схем испытывае­мого электрооборудования по специальной инструкции по ТВ. В элек­троустановках напряжением выше 1000 В работа по испытаниям КЛ оформляется нарядом. Если в РУ имеется стационарная испытатель­ная установка, то дежурный (эксплуатационный) персонал проводит испытания без наряда — по распоряжению.

Необходимо строго следить, чтобы кожухи испытываемого элек­трооборудования (для кабеля — металлическая оболочка) и испыта­тельной аппаратуры были заземлены. Место испытаний и соедини­тельные провода необходимо оградить щитами, барьерами, канатами и т.п., на которых вывешиваются плакаты «Стой! Напряжение», или у места испытания должен быть выставлен наблюдающий. Если соеди­нительные провода, находящиеся под испытательным напряжением, расположены не в основном помещении РУ (например, в коридоре, на лестнице), то для предупреждения об опасности независимо от нали­чия ограждения необходимо выставить охрану из числа работников, вписанных в наряд, с квалификационной группой не ниже II.

При испытании изоляции КЛ необходимо, чтобы камера или ячейка, в которых находится противоположный конец кабеля, были заперты, на дверях или ограждении вывешены плакаты «Стой! Напря­жение», а на приводах отключенных выключателей и разъедините­лей — плакат «Не включать — на линии работают люди». Если же двери в камеры не заперты или испытывается ремонтируемый кабель с разде­ланными на трассе концами, то помимо предупредительных плакатов у дверей камеры, или огражденного колодца, или котлована, где нахо­дятся концы испытываемого кабеля, должна быть выставлена охрана.

Испытательная установка, подключаемая к сети, должна иметь со стороны питания рубильник или штепсельный разъем, что необхо­димо для обеспечения видимого разрыва цепи и наглядного представ­ления о том, включено питание или нет. Провод, по которому испыта­тельное напряжение подается на жилу кабеля, надежно закрепляется на промежуточных изоляторах и должен располагаться на достаточном расстоянии от токоведущих частей электроустановки, находящейся под рабочим напряжением. Так, для электроустановки на номинальное напряжение 10 кВ это расстояние должно быть не менее 15 см.

Перед подачей испытательного напряжения производитель ра­бот должен убедиться, что все работники бригады находятся на своих местах, посторонние люди удалены от испытываемого электрообору­дования. Затем он предупреждает словами «Подаю напряжение», снимает переносное заземление с испытываемой жилы кабеля, после чего включает рубильник на стороне питания аппарата и плавно по­вышает испытательное напряжение.

По окончании испытания повышенным напряжением произво­дитель работ, снизив испытательное напряжение до 30%, «толчком» отключает установку от сети 380/220 В, после чего заземляет вывод высокого напряжения аппарата и сообщает об этом работникам бригады словами «Напряжение снято». Только после этого можно пересо­единять или отсоединять провода от испытательной установки и сни­мать поставленные ограждения.

Испытания изоляции генераторов и мощных электриче­ских машин.Измерение сопротивления изоляции и испытания на электрическую прочность повышенным напряжением обмоток гене­раторов и электрических машин переменного и постоянного тока про­изводятся по наряду или распоряжению руководителя наладочных работ наладочным персоналом в составе не менее двух лиц, из кото­рых старший должен иметь квалификационную группу по электро­безопасности (ЭБ) не ниже V, остальные — не ниже III.

При производстве работ по испытанию повышенным напряже­нием испытываемые выводы обмоток или жилы кабеля должны быть надежно заземлены. Производство наладочных работ в цепях статора вращающегося генератора или синхронного компенсатора и в цепях его защиты разрешается при условии, что на его выводах будут уста­новлены специальные закоротки. Перед установкой или снятием за-короток необходимо снять возбуждение с машины, отключить автомат гашения поля и на выводы генератора (компенсатора) наложить пе­реносное заземление.

Испытание трансформаторов.Работы по измерению и испы­танию трансформаторов должны производиться бригадой наладчиков не менее чем из 2 чел., из которых старший должен иметь квалифи­кационную группу по ЭБ не ниже V, остальные — не ниже III.

Все выводы силовых и измерительных трансформаторов на все время производства наладочных работ до подачи рабочего напряже­ния должны быть закорочены и надежно заземлены. Снимать закорот­ки и заземления поочередно с выводов трансформаторов разрешается только на период высоковольтных испытаний и электрических измере­ний. Предохранители в цепях контроля и управления трансформато­ром на период производства наладочных работ должны быть сняты и храниться у наладчиков, а на месте установки предохранителей дол­жен быть вывешен знак безопасности: «Не включать. Работают люди».

Подача напряжения на силовые трансформаторы для производ­ства работ по снятию различных характеристик должна осуществлять­ся только на обмотку высшего напряжения. Исключение составляют трансформаторы напряжения, когда необходимо подать напряжение на обмотку низкого напряжения для измерения тока холостого хода и при испытании изоляции обмотки.

Неиспользуемые вторичные обмотки трансформаторов тока долж­ны быть закорочены и заземлены. При производстве наладочных работ на многоамперных (свыше 6000/5 А) трансформаторах тока в их вто­ричных цепях должны соблюдаться следующие меры безопасности:

шины первичных цепей не должны использоваться в качестве вспо­могательных токопроводов для нужд монтажа и наладки; присоеди­нение цепей измерений к зажимам трансформатора тока должно производиться после полного окончания монтажа вторичных цепей схемы; приборы при проверке полярности трансформатора должны быть подключены к зажимам вторичной обмотки до подачи импульса тока в первичную обмотку.

Согласно ПТЭ изоляция обмоток силовых и измерительных трансформаторов и электродвигателей подлежит испытаниям повы­шенным переменным напряжением после капитального ремонта. Значения испытательных напряжений в 2. 3 раза превышают номи­нальное напряжение, на которое рассчитана изоляция обмоток. Изо­ляция небольших машин и трансформаторов испытывается, как пра­вило, на испытательном стенде — специально оборудованном участке лаборатории, состоящем из РУ, пульта управления, испытательного поля, пункта подключения и соответствующего оборудования в каче­стве источников повышенного напряжения.

Крупные машины и силовые трансформаторы испытывают непо­средственно на месте капитального ремонта или на месте их установки.

Испытательные поля ограждают постоянными или временными ограждениями высотой не ниже 1,7 м (постоянные) и 1,8 м (времен­ные). Ограждения испытательного поля, установок и стендов должны иметь двери, снабженные блокировкой, сигнализацией и предупре­дительными плакатами. Подача напряжения на испытательное поле должна сопровождаться звуковым или световым сигналом. Источни­ком испытательного напряжения переменного тока может служить специальный высоковольтный однофазный трансформатор типа И ОМ, один вывод которого снабжен высоковольтным изолятором, рассчитанным на полное испытательное напряжение, а другой вывод заземлен. Схема испытательной установки приведена на рис. 23.2.

Рис. 23.2. Принципиальная схема для испытания изоляции обмоток электрических машин и трансформаторов переменным повышенным напряжением: Ав — автоматический выключатель;

РН — регулятор напряжения; ИТ — испытательный трансформатор; ТН — измерительный трансформатор напряжения; R — разрядное сопротивление; ИО — испытуемая обмотка

Испытания ответственных объектов (крупных электрических машин, трансформаторов большой мощности и т.п.) проводятся по специальной программе. Изоляция считается выдержавшей испыта­ние, если не было отмечено частичных нарушений изоляции, выяв­ленных по показаниям приборов или наблюдением, т.е. выделения газов, появления дыма, скользящих разрядов по поверхности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТурбоЗайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector