Содержание
Заниматься дома с детьми и развивать их – одно удовольствие, если занятие увлекательное и имеет массу достоинств. Поделки из соленого теста – то, что надо, потому что это приятное времяпрепровождение для мамы и полезное упражнение для маленьких детских ручек. К тому же, лепка из соленого теста очень доступна: ингредиенты найдутся в каждом доме.
Как сделать соленое тесто
Рецептов такого теста множество, и чтобы сделать пластичную массу своими руками, выберете подходящий, но сначала ознакомьтесь с некоторыми уточнениями:
- мука — без добавок (не «блинная»);
- соль – мелкая, «Экстра» (не каменная, не йодированная);
- если тесто будет цветное, его нужно в процессе поделить на части;
- красители — сок свеклы, шпината, малины, черники, сухие пищевые красители, гуашь.
Рецепт простого и цветного теста
Ингредиенты для простого теста:
- 200 гр. муки;
- 200 гр. соли;
- 125 мл ледяной воды.
Приготовление:
- Смешиваем в просторной миске муку с солью.
- Вводим воду небольшими порциями, вымешивая тесто до однородного состояния.
- Кладем в пакет, убираем на полчаса в холодильник «отдохнуть».
Ингредиенты для цветного теста:
- мука — 300 гр.;
- соль — 300 гр.;
- холодная вода — 200 мл;
- подсолнечное масло — 1 ст. ложка;
- красители.
Если краситель жидкий:
- муку смешиваем с солью;
- добавляем растительное масло;
- вводим воду порциями, замешиваем пластичное тесто;
- делим массу на несколько частей и вмешиваем краситель в каждую часть, вымешиваем до получения однородного цвета;
- убираем в холодильник на 30 минут.
Если краситель сухой:
- делим все ингредиенты на равные части;
- каждый краситель нужно растворить примерно в 1-2 столовых ложках воды от общего объема;
- смешиваем муку, соль, масло, добавляем воду и краситель, тщательно вымешиваем;
- проделываем это с каждым цветом;
- убираем в пакет и кладем на полчаса в холодильник.
Маленькие хитрости
Опытные хозяйки знают, что чем пластичнее тесто, тем более изящные получаются поделки. Для этого в массу добавляют растительное масло. Его можно заменить кремом для рук в том же количестве.
Для тонких деталей можно сделать особое тесто, если добавить немного крахмала или обойного клея: 1-2 ст. ложки в сухом виде смешать с водой и добавить в смесь муки с солью.
Тесто хранится в холодильнике 1-2 недели.
Тестопластика – с чего начать
Лепка из соленого теста – интересный процесс, который принесет удовольствие всем. Тесто получается таким мягким и податливым, что его не хочется выпускать из рук. Поэтому для некоторых рукодельниц поделки из теста – тестопластика – это не просто периодические занятия с детьми, а настоящее хобби.
Самых маленьких детей можно познакомить с тестом, как с первым материалом для лепки. Тесто выигрывает перед пластилином безвредностью для малышей. Если юный исследователь попробовал массу на вкус, не беспокойтесь, тесто не содержит посторонних примесей и вредных добавок. Ребенок может делать с тестом все, что захочет: мять в руках, отщипывать кусочки, катать колобки, колбаски, резать ножом. Такие манипуляции полезны для мелкой моторики.
Для детей в возрасте 2-3 года достаточно простых поделок. Сначала это плоские фигуры из теста, которые вырезаются с помощью формочек для печенья, круглых крышек, или ножом для пластилина.
Дети старше 4 лет готовы к поделкам сложнее, чем просто вырезание формой. Это могут быть елочные украшения, объемные фигурки животных, овощи, фрукты, небольшие игрушки в подарок для друзей. С помощью соленого теста можно изготовить замечательный счетный материал для обучения математике в игре.
Игрушки для детей из соленого теста
Начать можно с несложных плоских изделий. Пусть это будет печенье для кукол или других игрушек, оно прослужит долго и отлично впишется в игрушечное чаепитие. Такое печенье можно сразу делать из цветного теста, можно сделать из белого, а потом раскрасить. Приклеивать маленькие детали к основному изделию и соединять части поделки между собой нужно с помощью влажной кисточки: соединяемые части смачиваются кистью и склеивается.
«Имбирное печенье»
Делаем соленое печенье поэтапно:
- небольшой кусок теста раскатываем скалкой тонким слоем (5-7 мм) на столе;
- с помощью формочек для печенья или пластилина вырезаем фигурки;
- украшаем фигурки семенами, бисером, мелкими пуговками;
- на печенье сверху можно поместить маленькие украшения из теста — кружочки, сердечки, цветочки.
Аппликация «Гусеница»
По тому же принципу можно сделать поделку-аппликацию из цветного теста на плотном картоне. Нам потребуется лист картона, тесто разных цветов (желтый, розовый, голубой, зеленый), нож для пластилина.
Этапы выполнения:
- берем куски желтого цвета (голова), розового и голубого цвета, раскатываем до толщины 7-10 мм;
- вырезаем кружки из теста;
- смазываем картон клеем ПВА, приклеиваем круги (тело и голова гусеницы);
- вырезаем ножом глазки и украшения для гусеницы (бусинки, цветочки, бантики – по желанию);
- с помощью зубочистки рисуем улыбку, делаем узор на гусенице (точки, насечки, волны);
- приклеиваем глаза и украшения на тело гусеницы, используя мокрую кисть;
- вырезаем из зеленого теста листочки, траву, приклеиваем в нижней части картона;
- дополняем картинку элементами на свой вкус: солнце, цветы в траве, ножки для гусеницы;
- сушим поделку на воздухе или батарее.
Елочные игрушки
В канун нового года можно изготовить своими руками елочные игрушки из соленого теста. Это повод завести приятную традицию – каждый год делать новую игрушку с ребенком. Даже простая игрушка в виде звездочки или сердечка, а может какого-то зверя (символа года), украшенная бусинами, бантиками, ленточкой – уже шедевр. Можно сделать снеговика, елочку, или рукавичку деда Мороза.
Новогоднее украшение выполняется по тому же принципу, что и печенье. Нам нужно раскатать тесто и вырезать фигурки нужной формы. Если у вас нет трафарета, то просто вырежьте образец из картона, положите на тесто, а затем обведите ножом. Не забудьте сделать дырочку для ленточки. Украсьте игрушку сейчас или после сушки, раскрасьте ее, покройте лаком, и она прослужит вам долгие годы.
После того, как ребенок научился украшать плоские фигуры, можно приступать к освоению объемных фигур. Чтобы поделки получались легкими, внутрь изделия помещается шарик из скомканной бумаги или фольги, который «обтягивается» тестом. Такой прием уменьшает время сушки.
Перед тем, как перейти к лепке объемных фигурок, научите ребенка катать колбаски, сворачивать их в улитки, делать шарики разных размеров, формовать из них кубики, сплющивать в лепешки. Эти базовые навыки необходимы для самостоятельной лепки даже простейших фигурок животных.
Делаем ежика
Ежик из белого соленого теста может стать первой объемной фигурой, сделанной руками ребенка. Лепим ежика пошагово:
- Из фольги катаем шарик, а затем формируем вокруг шарика тело ежика из теста – фигуру, похожую на грушу. Если внутрь тела не положить фольгу, сушка займет много времени, а ежик будет тяжелым.
- Делаем глазки, носик: можно взять черное тесто для носа и перец горошком для глаз, можно все сделать из белого теста, а после сушки покрасить краской.
- Теперь берем маникюрные ножницы (нужна помощь взрослого) и делаем иголочки ежику. Начинаем с головы, далее режем тесто по всему телу, чтобы получались острые треугольники. Просто надрежьте тесто, и вы поймете, как это делать. Если выполнять ряды в шахматном порядке, будет красивее.
- Когда наш ежик оделся в иголки, его можно отправлять на сушку, а затем раскрасить.
Лепим барашка
Сделать фигурку барашка или овечки можно попробовать вместе с ребенком 5-6 лет. Для поделки потребуется самое простое белое тесто. Далее следуйте пошаговой инструкции:
- Лепим 4 шарика – это ноги барашка, располагаем их рядышком друг с другом в форме квадрата.
- Из куска теста делаем лепешку, из фольги катаем плотный шарик, помещаем его в эту лепешку. «Обтягиваем» шарик из фольги массой, получаем туловище нашего барашка, а затем кладем его на ножки.
- Из кусочка теста катаем шарик – это голова, приклеиваем ее в нужное место.
- Из двух маленьких колобков делаем глаза, помещаем их на голову.
- Катаем две колбаски, скручиваем их в улитки – это рога барашка, прикрепляем их к голове и туловищу с помощью мокрой кисточки.
- Делаем ушки: лепешку из теста скрепляем с одного конца, получаем что-то вроде лепестка, так же поступаем со вторым, приклеиваем их к голове.
- В завершение нужно сделать кудряшки. Для этого катаем много-много маленьких шариков (по 0,5 см в диаметре), помещаем их на туловище (спинку, бока), расплющиваем пальцем. Делаем так до тех пор, пока вся поделка не будет покрыта «кудряшками».
- Заготовка готова. Осталось ее высушить, раскрасить и покрыть лаком.
Лепим счетный материал для детей
Фигурки из теста можно использовать для красоты, в качестве подарка, а можно сделать счетный материал для занятий математикой с детьми в игровой форме. Для этого придется потрудиться и налепить много предметов одной формы, хотя бы в пределах десяти, но как весело будет потом! Вы можете лепить овощи, фрукты, кондитерские изделия, игрушечные сосиски, батоны, грибочки — все, на что хватит фантазии. Вот только несколько примеров.
Бусины «Грибочки»
Для того чтобы налепить грибочков, берем обычное соленое тесто, катаем колбаску, режем ее на небольшие цилиндры – это ножки гриба. Теперь катаем небольшой шарик и вдавливаем тесто с одного края, придавая ему форму шляпка (можно использовать карандаш).
Делаем 10-15 таких пар «ножка-шляпка». Затем в ножках проделываем дырку такого размера, чтобы в нее пролез шнурок, можно использовать деревянный шампур для шашлычков или шило. Соединяем водой шляпки с ножками, сушим в духовке, раскрашиваем.
Такие грибочки можно нанизывать на шнурок, а можно воткнуть шампуры в кусок пенопласта или пробковую доску, и нанизывать на получившийся стержень.
Овощи и фрукты
Сделать из теста овощи или фрукты для игр и занятий не сложнее грибков. Выбирайте сельскохозяйственные культуры по своему вкусу и возможностям исполнения: огурцы, морковь, помидоры, кукуруза или даже капуста. Можно использовать цветное тесто, а можно сделать из белого и раскрасить после сушки.
Играть с малышом такими игрушками – одно удовольствие. Можно кормить зверюшек, делить овощи между ними, а заодно учиться считать, раскладывать в корзинки – в одну больше, в другую меньше, игр можно придумать множество. Самое главное, что ребенок даже не подумает, что вы пытаетесь его учить, ведь в игре это весело.
Шнуровка «Божья коровка»
Из теста можно сделать развивающую игрушку-шнуровку — это пластина с дырочками, в которые ребенок просовывает конец шнурка или веревочки. Игрушка полезна для развития мелкой моторики.
Сделать такую поделку несложно. Из белого теста раскатываем пласт толщиной около 8 мм, берем предмет овальной формы (например, слегка приплющенный скотч, но возможны другие варианты) размером чуть меньше ладони. Затем с помощью палочки или карандаша делаем углубление в форме дуги, обозначая голову божьей коровки, проводим прямую линию, разделяющую ее крылышки. С помощью крышки от фломастера делаем точки-дырки – излишки теста проваливаются в колпачок, а мы получаем дырочку. По 3-5 дырочек на каждом крылышке достаточно. Сушим будущую шнуровку, затем раскрашиваем. Игрушка готова.
Как сушить поделки из теста
Каждую готовую поделку нужно просушить. От способа сушки зависит, сколько времени потребуется. Есть несколько вариантов сушки, выбирайте удобный исходя из размера изделия или наличия времени.
Выбираем способ сушки изделий:
- Сушка на воздухе на плоской поверхности. Ждать результата придется долго, на 1 мм толщины поделки уходит день. В местах соприкосновения теста с поверхностью могут появиться углубления, а переворачивать поделку иногда нельзя. Такой вариант подходит для маленьких плоских изделий.
- Сушка на батарее отопления. Этот способ возможен только в отопительный сезон. Сушка на батарее занимает меньше времени, чем на воздухе. Процесс занимает от 1 до 2 дней, зависит от толщины изделия.
- Запекание в духовке — относительно быстрый способ, подходит для больших изделий. Сушить поделку нужно на противне.
При резких перепадах температуры в духовке изделие может потрескаться, поэтому начинать сушить надо с открытой дверцей, постепенно увеличивая температуру:
- при 50 градусах — 1 час с открытой дверцей;
- далее при 75 градусах — 1 час, дверца закрыта до окончания сушки;
- далее при 100-120 градусах — 1 час;
- завершаем сушку при 150 градусов – 30 минут;
- открываем дверцу и оставляем изделие остывать.
Возможна и комбинированная сушка. Сначала поделка сушится на открытом воздухе или батарее, а затем в духовке. Подходит для больших изделий.
Время и температура запекания поделки в духовке зависит от цвета противня и толщины изделия. В статье указана температура для светлого противня, на черном делайте поправку — на 20 градусов ниже. Время сушки указано для изделий толщиной до 2 см, если поделка толще, время увеличивается примерно в 1,5 раза.
После просушки нужно слегка постучать по изделию: если звук звонкий — поделка высохла. Глухой звук говорит о том, что внутри тесто влажное, его нужно досушить, иначе поделка начнет разрушаться.
Покраска готовых изделий
Когда поделка из соленого теста полностью высохла, можно приступить к ее раскрашиванию. Краски могут быть акриловые, акварельные или гуашевые.
Акриловые краски хорошо держатся, не размазываются, не оставляют следов после высыхания. Акварельные и гуашевые краски нужно закреплять после высыхания лаком. Также можно покрывать лаком любое изделие по желанию – это долговечно, красиво, выглядит наряднее.
Программа дополнительного образования "Волшебное тесто"
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по тестопластике: "Волшебное тесто"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №36 «Тополёк»
педагогическим Советом МБДОУ Детский сад № 36
Детский сад № 36
Приказ от ______________
Программа дополнительного образования по тестопластике "Волшебное тесто"
Для детей 3-6 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Осинниковский городской округ — 2017г
1. Пояснительная записка…………………………………………………. 5
2. Учебно-тематический план ДОУ. 13
3. Учебно-тематическое планирование. 19
4. Содержание программы. 29
5. Диагностический инструментарий. 29
6. Ожидаемые результаты. 30
7. Информационно — методическое обеспечение. 30
8. Приложение. 32
Приложение №1 «Структура занятия»
Приложение №2 Консультация для родителей: "Солёное тесто для лепки: советы
Приложение №3 Вводная диагностика
на программу дополнительного образования по тестопластике «Волшебное тесто»
Разработчик: Людмила Викторовна Мерзлякова, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад №36.
Программа «Волшебное тесто» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки», О. А. Гильмутдинова « Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли», Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Горичева В. С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина».
Программа по тестопластике «Волшебное тесто» рассчитана на 3 года ( 4 — 6 лет). Программа реализуется с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Численность детей составляет 25 человек. Занятия по тестопластике «Волшебное тесто» посещают дети по интересам и запросам родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, с октября по май во вторую половину дня.
Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
формировать представления об основах техники безопасности;
создавать условия для творческой самостоятельности;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.
Содержание программы соответствует нормативным документам, состоит из:
— перечня ожидаемых результатов
-перечня информационно — методического обеспечения
Таким образом, формированию личности ребенка в творческом его развитии способствует такая организация творческой деятельности, когда каждый ребенок не только рождает идею, но и сам является её реализатором. Для этого используются разнообразные приемы:
-игровые приемы (приход героя и т.д.)
— игровые упражнения для самостоятельного использования инструментов для лепки (стека, печатки и т.д.)
-показ технологических приемов
-рассматривание игрушек, скульптур и т.д.
Диагностика развития творческих способностей у детей проводится 2 раза в год (начало года и конец). Формы подведения итогов реализации программы:
-организация выставок детского творчества
презентация результатов работы на родительском собрании. Ожидаемые результаты:
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов
воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
Старший воспитатель: Ирина Николаевна Татаринцева
1. Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я".
Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл — символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок — "хлебосол".
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно — творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
При правильном замесе — не крошится, не трескается, не имеет запаха, приятно на ощупь. Долго сохраняется при бережном обращении, а в случаях поломки изделия не образует острых углов. Тесто — это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дёшев и лёгок в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений.
Преимущество солёного теста:
— можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
— легко отмывается и не оставляет следов;
— безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
— тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
— если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
— можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
— краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
— поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
— с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом.
На занятиях дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
здесь нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
заинтересованный в конечном результате ребенок учится усидчивости и концентрации;
свободное общение во время занятий дает предпосылки к коллективному творчеству;
само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легко стирающимся и доступным материалом.
Методические рекомендации по организации ИГР – занятий
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
* Коррекционно-развивающая — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
* Обучающая — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
* Коммуникативная — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
* Релаксационная — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
* Воспитательная — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: октябрь – май
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 15-25 минут
Место проведения кружка: пед.кабинет
Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Объяснение, показ приемов лепки.
Доработка изделия из дополнительного материала.
Рассматривание готовых работ.
Конструктивный –лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
Скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Рецепт соленого теста:
— 3/4 стакана воды.
При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.
Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.
— При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.
— Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
— После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.
Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно — прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.
1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. Учить соблюдать правила техники безопасности;
3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Принципы построения работы
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Методы и приемы обучения.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный — при этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
Скульптурный (пластический) — изделие лепится из целого куска.
Комбинированный — этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
Рельефная лепка — поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
Модульная лепка — этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.
Поделки из соленого теста для дошкольников поэтапно с фото
Лепка из соленого теста привлекательна для дошкольника, материал приятно держать в руках, он не опасен, дешево стоит, отлично развивает мелкую моторику рук, ребенок сразу видит результат своей работы, широкий выбор технических приемов. Лепка из соленого теста развивает творческие способности ребенка, позволяя фантазировать, придумывать новые образы.
Как приготовить соленое тесто
Взять два стакана муки, один стакан мелкой соли, хорошо размешать, добавить 2/3 стакана воды, 0,5 стакана клея ПВА, десертную ложку растительного масла, вымесить до эластичного состояния (как пельменное тесто). Хранить в полиэтилене в холодильнике (или в пластиковых контейнерах с крышкой).
Как окрасить соленое тесто
1-й способ: для окраски предварительно равномерно разделить ингредиенты будущего теста по плошкам, добавить экологически чистый краситель (гуашь, пищевая краска), размешать с мукой, а затем уже добавлять воду.
2-й способ: окрашивать готовые фигуры гуашью после их полного высыхания.
Сушка поделок из соленого теста
1-й способ: сушить соленое тесто при обычной температуре или на батарее.
2-й способ: сушить в духовке при температуре 60-80 градусов в течение часа, если поделка объемная.
Совет: поделку рекомендуется лепить сразу на подставке, на которой потом будет сушиться работа ребенка; если сушка предполагается в духовке, то можно использовать в качестве подставки железные подносы небольшого размера или картон, завёрнутый в пищевую фольгу.
Оборудование рабочего места
1. Пластиковые контейнеры с легко открывающейся крышкой, так как поверхность теста на воздухе сохнет и покрывается трещинами. Во время работы из контейнера берется нужное количество теста определенного цвета, остальное хранится под закрытой крышкой.
2. Плошка, в которой лежит смоченная в растительном масле тряпочка, Которой можно смазывать руки, протирать инструменты, чтобы к ним не прилипало тесто. Если в тесто добавляется растительное масло, то, как правило, можно обойтись и без «масляной» салфетки. Второй способ избежать прилипания теста — использовать муку для рук, скалки, дощечки.
3. Доска, маленькие скалки (изготовление пластин), корпус от маркера, фломастера (прокатывание ленты).
4. Стеки (есть в наборе с пластилином), ими можно вырезать фигуры, наносить рельеф на поделку.
5. Ткань с выраженной фактурой — для придания рельефности поделки (гипюр, жатые ткани).
6. Набор красивых бусин, пуговиц, стекляруса, тесьмы для впечатывания в тесто, а также выполнения объемных украшений (не сушить поделку в духовке с украшениями из искусственных материалов в целях безопасности).
7. Кисточка, вода для склеивания отдельных деталей, а также починки сломавшейся поделки.
8. Материал для изготовления каркаса: баночки, коробочки, фольга, которую можно смять в определенную форму, мотки проволоки и др.
Пошаговые мастер-классы по изготовлению поделок из солёного теста с дошкольниками
Мышка из соленого теста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Мастер-класс «Мышонок» из солёного теста.Автор: Котенко Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования МАУДО ДТД и М, Калининградская область, г. Калининград Описание: мастер-класс рассчитан для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, их родителей и педагогов. Поделку можно подарить друзьям, родным, использовать для украшения интерьера. Загадки про мышек Что за серенький зверёк, Хвостик длинный.
Овечка из соленого теста. Мастер-класс с пошаговым фото.Автор: Сорокина Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУДО "ДДТ" г. Навашино, Нижегородской области Описание:мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для родителей и педагогов, увлекающихся творчеством. Назначение: можно сделать в подарок, украсить интерьер комнаты. Цель: изготовление фигурки овцы из солёного теста Задачи: — научить изготавливать объемную фигурку живот.
Лепка из соленого теста с детьми младшего дошкольного возраста. Мастер — класс с пошаговым фотоАвтор: Комиссарова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ №196, город Ижевск. Описание: данный мастер- класс предназначен для детей младшего дошкольного возраста, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и других творческих людей. Назначение: поделку можно использовать для украшения новогодней елки и в качестве подарка. Цель: изготовление подарка из соленого теста «Рукавичк.
Подсвечник из соленого теста для детей 3-4 лет. Пошаговая инструкция с фотоАвтор: Комиссарова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ №196, город Ижевск. Описание: данный мастер- класс предназначен для детей младшего дошкольного возраста, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и других творческих людей. Назначение: Подсвечник можно использовать для украшения интерьера и в качестве подарка. Цель: изготовление сувенира из соленого теста. Задачи: — закреплять умени.
Свинка из соленого теста. Пошаговая инструкция с фото.Автор: Сорокина Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУДО "ДДТ" г. Навашино, Нижегородской области Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также может быть использован в индивидуальной работе с детьми ограниченными возможностями здоровья, для родителей и педагогов, увлекающихся творчеством. Назначение: можно сделать в подарок в виде сувенира, использовать.
Свинка» — символ 2019 года своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоАвтор: Семенова Светлана Петровна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ладушки» Назначение работы: поделку можно использовать в качестве подарка, сувенира на Новый год. Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного и школьного возраста, для педагогов дошкольных учреждений и дополнительного образования, для любителей творчества. Слышите, как дверь скрипит? Свинка у дверей стоит! Дружелюбно всех вст.
Свинка — символ 2019 года из солёного теста. Пошаговый мастер-класс с фотоМК предназначен для детей с ОВЗ III-IV вида, но может пригодиться всем творческим и одаренным детям и педагогам. "Свинку" можно сделать с магнитом и подарить родным или продеть верёвочку и повесить не ёлку. Цель: — развитие творческого воображения; — развитие мелкой моторики рук; — развитие памяти, внимания и мышления; — развитие умения работать по шаблону, по фото. Пусть Свинка вам удачу принесет, И обеспечит м.
Авквариум из солёного теста для детей 6-7 лет своими руками пошагово с фотоДанный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей и творческих людей. Назначение: предметно-развивающей среды детского сада, создание настольной игры. Цель: Развитие графомоторных навыков. Задачи: — развивать мелкую моторику, творческое воображение, фантазию; — вызывать интерес к работе с соленым тестом; — формирование навыков работы с соленым тестом; — воспитывать акк.
Хрюша из солёного теста своими руками Мастер-класс разработан для детей 6-10 лет, воспитателей детских садов, учителей младших классов, родителей, творческих людей. Назначение: 2019 год-год земляной свиньи, этот сувенир можно использовать круглый год в качестве сувенира для знакомых, друзей, родственников. Цель мастер-класса: Научить ребят делать сувениры из соленого теста. Цель: Воспитывать аккуратность в работе, внимательность и любовь к декоративно — прикладному творчеству, развивать .
Цветок на палочке из соленого теста. Мастер- класс с пошаговым фото для начинающихАвтор: Комиссарова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ №196, город Ижевск. Описание: данный мастер- класс предназначен для детей младшего дошкольного возраста, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и других творческих людей. Назначение: Цветок на палочке можно использовать для украшения интерьера и в качестве подарка. Цель: изготовление сувенира из соленого теста. Задачи: — зак.
Рябина из соленого теста. Пошаговый мастер-класс для детей 3-4 лет. Автор: Комиссарова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ №196, город Ижевск. Описание: данный мастер- класс предназначен для детей младшего дошкольного возраста, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и других творческих людей. Цель: изготовление сувенира из соленого теста. Задачи: — расширять представление детей о ягоде-рябине. — закрепление умения раскатывать тесто круговыми движениями, защипы.
Пасхальный сувенир из соленого теста своими руками. Пошаговый мастер-класс с фотоМК будет полезен для коррекционных педагогов, воспитателей ДОУ и родителей. Цель: знакомство с православным праздником Пасхи и традициями русского народа. Задачи: — развитие фантазии и творческого воображения; — развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; Ход занятия. (Рассказ педагога с показом слайдов). Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь правосла.
Утенок из соленого теста с пошаговыми фото Автор: Чиж Людмила Адвериковна, воспитатель ГБОУ Школа №1373 ОДО 4 города Москва. Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей. Цель: изготовление утенка из соленого теста. Задачи: 1. познакомить детей с соленым тестом, как материалом для работы; 2. воспитывать творчество детей; 3. развивать мелкую моторику рук; 4. формирование творческой активности, художеств.
Дидактическая игра "Бусы в подарок". Мастер-класс с пошаговыми фото. Автор: Максимова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №321» г.о. Самара. Описание: предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактической игры. Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста, педагогов, родителей. Бусы выполняются из соленого теста. Цель: развитие общей и мелкой моторики рук. Задачи: — формирование умения сочетать бусины по цвету; — развитие внимания, усидчивост.
Зимняя аппликация из соленого теста пошагово с фото для детей старшей-подготовительной группыАвтор: Бабинова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 183" Описание материала: Материал предназначен детям старшего, подготовительного дошкольного возраста, воспитателям, педагогам дошкольного образования, студентам. Назначение: может служить оформлением выставки, а также подарком родным и близким людям. Цель: изготовление поделки из соленого теста. Необходимые инструменты и материал.