Творческий поиск в библиотеке

(СЛАЙД 1) Тенденция на внедрение креативных форм в работу библиотек наблюдается уже на протяжении многих лет. Связано это в первую очередь с тем, что сотрудники библиотек стараются организовать интересный досуг своему читателю и привлечь как можно больше лиц в библиотеку.

В библиотечной практике разработано несчетное количество форм работы с читателями. Тем не менее, креативные формы работы нужны библиотекам. В первую очередь для того, чтобы удивить читателя нетрадиционным подходом в раскрытии темы, масштабностью мероприятия, оформлением задействованных помещений и т.п.

Для того чтобы понимать суть креативного подхода к работе необходимо знать, что подразумевается под креативностью. Слово креативность в переводе с английского языка означает создавать, творить. (СЛАЙД 2) На сегодняшний день под креативностью понимают творческую способность индивида, которая характеризуется готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, является признаком одаренности. Порой креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Рассмотрим наиболее яркие креативные формы работы библиотек России, которые без сомнения можно назвать эффективными.

(СЛАЙД 3) БИБЛИОНОЧЬ. Это самая известная креативная форма работы библиотек во всероссийском масштабе. Получила большую рекламу в средствах массовой информации. С большим интересом принята обществом. Разработана и внедрена в работу библиотек с 2012 года. Библионочь является социально-культурной акцией нового формата. Проводится на базе библиотек с активным сотрудничеством с книжными магазинами, музеями, картинными галереями и другими организациями культуры. Ключевым направлением акции является популяризация книги и чтения, поиск новых форм их продвижения. День проведения акции определяется для всей России. О дне ее проведения сообщается в СМИ.

В декабре месяце, в самый короткий день месяца, некоторые библиотеки проводят БИБЛИОТЕЧНЫЕ СУМЕРКИ. (СЛАЙД 4) Эта форма реализуется в часы закрытия библиотеки, в полумраке. Цель акции повторяет цель Библионочи. Отличие заключается в создании атмосферы на мероприятии. Библиотечные сумерки проводятся в камерной обстановке и задействуют меньшее количество участников.

(СЛАЙД 5) БУККРОСИНГ. В переводе с английского означает «перемещение книги». Принцип буккросинга известен всем — «прочитал – отдай другому». Эта форма очень хорошо прижилась в городах нашей страны. Охватывает все возрастные группы. Активно поддерживается администрацией.

(СЛАЙД 6) ЛИБМОБ является весёлой игрой-акцией. Цель этой формы – повышение имиджа библиотеки. Основой Либмоба является блиц-опрос жителей города про дорогу в библиотеку. Тот, кто знает дорогу к библиотеке, тот получает что-то приятное, например, смайлик. Тот, кто не знает где находится библиотека, тот получает календарик с адресом библиотеки и контактной информацией.

(СЛАЙД 7) ПОДВЕШЕННАЯ КНИГА. Данная форма работы направлена на конкретного читателя, то есть несет индивидуальный подход. Позволяет публично продемонстрировать читателю его читательский вкус. Суть акции – популяризация чтения. Длительность акции составляет три месяца. В начале акции подвешивается книга любым читателем, в ходе акции разрешается подвешивать книги только тем читателям, которые являются наиболее активными. На саму книгу ставится стикер-отметка «Подвешенная книга» Подвешенная книга весит неделю, далее заменяется другой. По результатам акции составляются именные рекомендательные списки любимых книг активных участников, создается рейтинг книг самых популярных в конкретной библиотеке, дополнительно отслеживается спрос на подвешенные книги.

(СЛАЙД 8) ФЛЕШМОБ в переводе означает «мгновенная толпа». Форма известная во всем мире. Используется для того, чтобы внимание случайных прохожих было направлено на то, что хотят донести участники Флешмоба до толпы. Флешмоб проводится в течение нескольких минут на протяжении которых участники флешмоба выполняют заранее оговоренные действия. После завершения участники растворяются в толпе.

(СЛАЙД 9) КНИЖНЫЕ ЖМУРКИ. Сотрудники библиотеки отбирают книги. Обертывают эти книги плотной бумагой. И предлагают своим читателям выбрать книгу для прочтения. За смелость они получают приз. Данная форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

(СЛАЙД 10) КВЕСТ в переводе с английского означает «поиск, предмет поиска». Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Является игровым маршрутом. Каждый пункт маршрута таит в себе загадку или препятствие, которые игрокам необходимо решить или преодолеть. Те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз! Квесты получили большую популярность в качестве платной услуги. Поэтому библиотекам стоит взять эту форму работу в свою копилку. Тематика квестов может быть разнообразной.

В качестве яркого примера квеста может выступить квест разработанный и проведенный в Липецкой областной научной библиотеке. Квест назывался "Голодные игры». Сюжет был следующий: далекое будущее, человечество научилось питаться с помощью информации, отказавшись от обычной пищи. Необходимые для питания и жизни «вещества» люди добывают из Интернета, электронных СМИ, электронных книг. Но в результате крупнейшей техногенной катастрофы человечество осталось без электричества. Потеряв доступ к привычным средствам получения информации, люди стали умирать от голода. Все попытки добыть «пищу» обычным путем не увенчались успехом. И тут один из старейших жителей планеты предложил спасительный выход: он напомнил людям о древних хранилищах информации — библиотеках. Заброшенные, покрытые вековой пылью, библиотеки были найдены. В хранилища снаряжается специальный отряд, миссия которого — добыть информацию, способную «накормить» всех жителей планеты. В ходе игры участникам предстояло выполнить задания, связанные с поиском информации: искать ответы на вопросы в каталогах, справочных изданиях, журналах и книгах из фонда библиотеки. Все задания так или иначе были связаны с жанром антиутопии. Чтобы войти в число храбрецов, желающих спасти человечество от голодной гибели, необходимо было зарегистрироваться на сайте библиотеки. Победителю квеста была вручена электронная книга.

(СЛАЙД 11) ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕЧА-КУЧА. В переводе с японского языка печа-куча означает болтовня. Эта форма подразумевает представление кратких докладов, которые специально ограничены по форме и продолжительности на неформальных конференциях. Литературная печа-куча проходит по тем же правилам, что и традиционная печа-куча. Участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – всего 20 секунд. Каждый оратор выступает не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.

(СЛАЙД 12) ЭКРАН ПРОЧИТАННЫХ КНИГ. Данная форма позволяет продемонстрировать динамику чтения книг читателями библиотеки. На экране вместе с изображением рекомендуемых книг размещены фотографии читателей, прочитавших их. Эта форма позволяет отразить читательскую картину конкретной библиотеки. Читатели на экране могут увидеть своих близких, друзей, тем самым интерес к книге, которая будет изображена с их фотографией, появится у них и возможно это станет поводом взять ее на прочтение и будущей темой беседы с человеком с экрана.

(СЛАЙД 13) ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ «БИБЛИОТЕКАРЬ – ЗНАЧИТ КРЕАТИВНЫЙ». Цель данного мероприятия – популяризация библиотечной профессии. Эту форму предлагают проводить 27 мая, в день профессионального праздника. В течение рабочего дня участники-волонтеры (обычно школьники) полностью заменяют библиотекарей. Они под контролем сотрудников библиотеки самостоятельно заполняют формуляры; находят книгу по требованиям читателей; обслуживают читателей, узнают правила расстановки книг, высказать свое мнение в заметке в «Тетради отзывов» или в СМИ. Они также могут принять участие в организации какой-нибудь рекламной акции. В заключение участники-волентеры получают благодарственные письма за активное участие в подготовке и проведении Дня читательского самоуправления.

(СЛАЙД 14) ИГРА ВИП-ГИД. Участникам игры предлагается попробовать себя в качестве гида-экскурсовода. В его задачу входит разработка своего маршрута для важного гостя. Их маршруты могут быть оформлены в виде путеводителей, буклетов, слайдов, видео-презентаций и т.п. Эти работы могут составить краеведческую коллекцию библиотеки.

(СЛАЙД 15) ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАРАОКЕ. Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке- звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке- звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

(СЛАЙД 16) ФОТО-КРОСС. Это соревнование фотографов в виде гонки с тематическими и временными рамками. Самые талантливые и активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются художественность; оригинальность; скорость; соответствие заданию. Тематика таких забегов может быть разнообразной, например, фото-кросс «Город читает» — за определённое время снять фотографии читающих людей в городе.

Читайте также:  Система косвенного нагрева воды

(СЛАЙД 17) ГОРОД В ОБЪЕКТИВЕ. Идея проекта – создание фотостудий на базе библиотек. Идея была разработана в муниципальных библиотеках города Омска. В созданных фотостудиях могут заниматься читатели библиотек и горожане из числа социально незащищённых категорий населения. С этим проектом в 2013 году Омские муниципальные библиотеки вошли в число победителей конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова с проектом «Омск в объективе: создание семейных фотостудий на базе библиотек».

(СЛАЙД 18) ГЕОКЕШИНГ В БИБЛИОТЕКЕ. Геокешинг – это современное кладоискательство. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-устройства (портативные навигаторы, мобильные телефоны со встроенным GPS и другие мобильные устройства) для поиска тайников. Для более точного поиска тайников используются подсказки. Геокешинг появился в двухтысячном году с приходом приборов GPS-навигации. Первый тайник был заложен с продуктами, дисками, одеждой и даже деньгами. Координаты тайника были опубликованы в Интернете. Уже через неделю несколько десятков подобных тайников были раскиданы по всему миру. До России геокешинг добрался в 2002-м и из «спортивного ориентирования» превратился в обмен краеведческой информацией. Потому что, по правилам российской игры, тайник рекомендуется создавать в месте, которое представляет природный, исторический, культурный или географический интерес. В связи с этим геокешинг начал использоваться в образовании и даже в библиотеках на различные тематики, например, были проведены игры по стихам А.С. Пушкина, «Отечественная война 1812 года в памяти потомков!». В городе Стаханов в этом формате проводят экскурсии по библиотеке.

(СЛАЙД 19) WI-FI В ПРОДВИЖЕНИИ КЛАССИКИ. Эта форма является акцией. Паролем WI-FI может стать даты жизни великих русских писателей-юбиляров. ". В библиотеке организуется поисковая выставка, посвященная юбилеям. Поисковая выставка — это выставка, по которой разработаны задания — найти ту или иную информацию. Эта игра, придумана для того, чтобы читатель лучше познакомился с представленными книгами и документами на выставке. А найденная в ходе поиска информация — это пароль от WI-FI. Насколько игра будет интересна читателям, зависит от таланта библиотекаря.

(СЛАЙД 20) СЧАСТЛИЫЙ НОМЕР. Это акция в основе которой лежит лотерея. В течение января после перерегистрации, каждому читателю выдавался именной номер, который потом участвовал в итоговой лотерее. Назначается день подведения итогов. В этот день читателям предлагается вытащить из стеклянного шара 25 «счастливых» номеров. Их обладатели получают полезные призы: канцтовары, закладки для книг, книги и др. Благодаря такой акции процесс перерегистрации читателей ускаривается, у библиотеки появляются новые читатели и помощники.

(СЛАЙД 21) БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК. Первая библиотека игрушек открылась в Лос-Анджелесе в 1935 году. Эстафету подхватили другие американские города, а затем и весь мир, сейчас образована даже Международная Ассоциация библиотек игрушек. Существует три формата библиотек игрушек: библиотека игрушек (игрушки выдаются на дом), игротека (пространство для игры, куда приходят родители с детьми поиграть) и мобильная игрушкотека. 75 процентов игровых библиотек мира существуют за счет усилий волонтеров, обычно родителей. Ассортимент игровых библиотек различается: от 100 до 1000 игрушек. Игрушки выдаются на двухнедельный срок, а за просроченные и потерянные игрушки или детали взимается небольшой штраф. При записи в игрушкотеку каждый вносит членский взнос и платит некоторую сумму в качестве залога. Библиотеки игрушек не только экономят деньги на покупку игрушек, у них есть более амбициозные цели: стимулировать развитие детей, поддерживать родителей, пропагандировать совместную игру родителей и детей.

(СЛАЙД 22) Яркими, полюбившимися креативными формами также являются: библиофреш, библиокафе, флешбук, бенефис читателя, книжный дресс-код, книжный аукцион, библиомарафон, библиотерапевтические часы, библиотечный бульвар, библиоперфоманс, библиотечный журфикс, дегустация литературных новинок, дискуссионные качели, литературная ярмарка, ток-шоу и т.д.

(СЛАЙД 23) Поиск и разработка креативной формы — это совсем нелегкий творческий процесс. По своим трудозатратам он приравнивается к тяжелому физическому труду. Невозможно с успехом провести мероприятие взяв только его форму. Любая форма требует наполнения. Такого наполнения, которое с большим интересом встретится определенной публикой. На креативном библиотечном мероприятии нужно не наполнить участников информацией, а зажечь их как факел! Чтобы после они вновь захотели провести свой досуг в стенах библиотеки.

(СЛАЙД 24) Спасибо за внимание! Успешной вам работы!

| следующая лекция ==>
Аэродинамический расчет системы вентиляции и разработка мероприятий по интенсификации воздухообмена в здании | Экипировка участников турнира.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 13933 | Нарушение авторских прав

Креативные направления в работе библиографа

зав. Сектором научной информации по культуре,

искусству, образованию, филологии Самарской ОУНБ

Что нового можно внести в работу библиографа сегодня, используя традиционные формы библиотечного обслуживания? Драйвером каких креативных направлений в работе библиографа стали инновации? Какие идеи появились, какой опыт уже наработан? Какие инновации можно позаимствовать библиографу из других сфер деятельности?

Инновация – это интеллектуальный продукт, востребованный людьми. Актуальна не просто инновационная деятельность как совокупность или сочетание различных направлений работы. На первый план выходит активное продвижение собственных разработок, их внедрение в сферы деятельности с целью дальнейшего развития.

Справочно-библиографическая и информационная работа – важнейшие составляющие в деятельности любой библиотеки, независимо от ее статуса. В современном информационном мире профессия библиографа остается необходимой. Ее роль в эпоху новых информационных технологий, во время пересечения наук еще более возрастает и существенно отличается от его прежней деятельности, когда библиограф был «поставщиком» библиографической информации, посредником между пользователем и документом. Сейчас уже недостаточно быть просто грамотным специалистом, владеющим методикой работы со всем арсеналом традиционных справочных материалов, имеющихся в библиотеке. Современный специалист должен уметь анализировать и выбирать эффективные стратегии поиска, свободно ориентироваться в информационном пространстве web-сети, постоянно отслеживать появление новых информационных продуктов, реализовывать креативные идеи в справочно-информационном и библиографическом обслуживании. Библиографу нужны не только базовые профессиональные знания, но и знания многих областей, поскольку он профессионально связан с инновациями всех других сфер деятельности через постоянно изменяющийся документальный поток. Библиограф все больше становится библиографом-аналитиком, библиографом-исследователем, при этом суть библиографической работы остается прежней – подготовка и доведение до потребителей источников библиографической информации. Такое положение дел требует движения вперед, т. е. применения новшеств в работе, что способствует созданию новых продуктов и направлений деятельности.

Современный этап библиографии – информационный. Поиск, освоение и систематизация новых ресурсов осуществляются библиографом на базе новых технологий. Благодаря творческому потенциалу библиографа и мастерству библиографической интерпретации инноваций из различных сфер деятельности, массовая работа библиотек получает новое развитие. Ориентируясь на потребности общества, современные библиографы изучают и внедряют новые формы работы и услуг, совершенствуют направления деятельности, реализуют на практике креативные идеи. Вот некоторые находки библиотек.

Совершенствование ресурсной базы обслуживания

Расширение ресурсной базы за счет ресурсов Интернета делает доступными для библиографов и пользователей многие сотни электронных каталогов крупнейших зарубежных и российских библиотек, универсальные и отраслевые библиографические базы данных. Представленные в Сети справочные и энциклопедические издания, электронные каталоги библиотек, библиографические базы данных и другие полезные источники увеличивают на несколько порядков объем СБА библиотеки.

Интеграция музейных, архивных и библиотечных ресурсов на уровне муниципальных образований является перспективным направлением деятельности по сохранению культурного наследия территорий. В этом плане библиографу могла бы принадлежать инициатива создания корпоративных информационных продуктов, например, с участием не только этих учреждений, но и администрации муниципального образования, возможно, под патронатом краеведческого отдела СОУНБ.

Изучение потребностей абонентов – основа информационного обслуживания. Чем лучше мы знаем и понимаем пользователей, тем более эффективно и качественно его обслуживаем. Один из главных методов изучения – анкетирование. Сегодня провести анкетирование можно оперативно, используя такое средство связи, как электронная почта. Но возможно использование и более современных средств – оперативных, удобных для распространения, не обременяющими пользователей. Для создания всевозможных опросов любой конфигурации предназначен интернет-проект Анкетер.ru Сервис предлагает удобный интерфейс и инструменты для создания и редактирования, управления параметрами опросов и анализа результатов.

Читайте также:  Сборно монолитная система перекрытий

Создание интерактивной публикации – интерактивного электронного документа для чтения с компьютера. В Интернете существует сервис Calaméo для мгновенного создания интерактивных публикаций. Это новый способ публикации – простой для использования и с невероятно широкими возможностями: например, из файла формата PDF можно создавать журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и многое другое. При этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения. Сервис Calaméo рассчитан на всех, кому нужна динамичная инновационная среда, отвечающая новым стандартам связи. Преимущества интерактивной публикации: экономия расходов и времени на публикацию, печать, рассылку копий; инновационное, оригинальное и увлекательное средство связи, которое сразу же пробуждает читательский интерес; отчеты о читательской аудитории, статистика читателей и прочие возможности электронного маркетинга для определения эффективности публикаций; легкий доступ и файловое хранилище в Интернете в любое время.

Изменения технологических процессов выполнения отдельных услуг

Новым в информационном обслуживании пользователей-абонентов может стать создание авторских презентаций по запросам. Авторские презентации, оформленные грамотно и с ссылками, являются вторичным информационным продуктом и сразу же используются для проведения различных мероприятий.

Процессы библиографического обслуживания постепенно перемещаются в Интернет. Все большее распространение получают виртуальные справочные службы или виртуальные столы справок, предполагающие создание на сайте специальной формы, в которой читатели могут оставить свои запросы и через определенное время получить ответ. Основная нагрузка ложится на библиографа. Одна из новых форм – консультирование в режиме чат-сессии. Пока эта форма информационного обслуживания получила распространение в зарубежной практике. Она предполагает интерактивную, фактически живую, помощь библиографа через сайт библиотеки: в режиме реального времени ведется консультирование читателей по всему спектру вопросов, которые обычно задаются при личном посещении. При этом библиограф и читатель могут не только общаться через чат, но и совместно обращаться к различным цифровым объектам (поисковым системам, базам данных, цифровым библиотекам), как если бы они действительно находились рядом.

Библиографические службы могут и должны участвовать в формировании комфортной библиотечной среды. Одно из направлений – создание системы навигации в библиотеке, максимально адаптированной к потребностям пользователя. Этому посвящен один из проектов МУК «ЦБС» г. Кемерово «Информационный супермаркет». Библиографам предлагается расширить рамки проекта: обновить и технически усовершенствовать информацию у каталогов и картотек; разработать устойчивый алгоритм поиска информации (плакаты, буклеты, закладки, электронные продукты, напр., визуальные – презентации); организовать промо-акции с рекламой собственных продуктов и услуг; проводить уроки информационной культуры для формирования навыков «самообслуживания» в поиске информации; предоставлять регулярные наглядные информации о книжных новинках, выставках, услугах и др.

Совершенствование традиционных форм

Современным и эффективным способом общения с пользователями могут стать информационные брифинги. На таких мероприятиях в режиме пресс-конференции можно не только отвечать на вопросы пользователей, связанные с поиском информации, но и проводить тематические консультации. Брифинги могут быть самостоятельным мероприятием или прикладным к различным массовым библиотечным формам.

Широкомасштабные организационные формы могут предстать инновацией библиографической деятельности. Среди них показ библиографических ресурсов (традиционных и виртуальных) в форме «библиографической биеннале» (итал. biennale – двухгодичный). Биеннале – выставка, фестиваль изобразительного искусства, кинофестиваль, устраиваемые каждые два года (первоначально проводились в Венеции). Библиографическая биеннале – выставка или фестиваль библиографических и информационных ресурсов, продукции и услуг библиотеки, проводится раз в два года, подобно этому, триеннале – раз в три года. Возможна организация тематических биеннале – музейно-библиографических, художественно-библиографических, музыкально-библиографических и др. Круг крупных библиографических акций можно расширить за счет проведения Дней и праздников библиографии, с демонстрацией традиционных и электронных библиографических ресурсов.

Новое в издательской деятельности

В контексте переосмысления деятельности по поддержке и продвижению чтения, поиска их инновационных форм необходимо учитывать возможности библиографии и использовать библиографические средства продвижения чтения. Библиографическая деятельность генерирует многообразие продукции, направленной на продвижения книги и чтения: печатные, карточные и электронные каталоги, картотеки и базы данных, библиографические пособия всех форм и жанров, информационно-аналитические издания, комплексные тематические медийные продукты и др. (Медийные продукты могли бы стать как раз продуктом реализации креативных направлений библиографической деятельности, но это недалекая, но перспектива). Для библиотек важным коммуникативным средством является издание библиографических пособий. Неуклонно увеличивающийся поток информации делает отбор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Тематику информационно-библиографической продукции библиотек определяют информационные запросы пользователей, приоритетные направления и программы, по которым работают библиотеки: краеведение, рекомендации новинок художественной литературы, актуальные проблемы конкретных социальных групп.

Сегодня библиотеки особое внимание уделяют составительской деятельности, особенно созданию инновационных форм представления материала. К ним можно отнести библиографические пособия малых форм: закладки, буклеты, флаеры. Новизна – в большей информативности: наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация.

Тематические дайджесты и досье. Несмотря на то, что дайджест широко распространен в издательском деле, он успешно используется в библиографической деятельности. Дайджест содержит фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, статистические таблицы, конспекты, рефераты), выбранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями и находящиеся в сфере интересов пользователей. По способу предоставления материала дайджесты наиболее подходят для публичных библиотек. Как нельзя лучше, они соответствуют тенденции усиления представленности фактографической информации в изданиях.

Путеводители по Интернет-ресурсам. Подключение библиотек к Интернету делает необходимым поиск, оценку, отбор и продвижение не только печатных, но и электронных изданий и даже целых сайтов.

Текущие рекомендательные библиографические пособия. Текущим пособием, выходящим в муниципальных библиотеках периодически – раз в квартал, полугодие, год, всегда был список новых поступлений в библиотеку, например «Новые книги». Сегодня можно внести определенную новизну в этот процесс, посвятив рекомендательные библиографические пособия, например, новинкам художественной литературы. Свердловская областная библиотека для детей и юношества, реализуя проект массово-информационных библиографических пособий «Литературный странник. Современный круг чтения. Зимние, весенние, летние, осенние странствия», к примеру, создала рекомендательный библиографический указатель сезонных новинок художественной литературы.

Методические находки библиографа

Креативные направления отражаются в подходах к профессиональному развитию библиографа. В методической деятельности возможно использование новых дискуссионных форм. Одной из них может стать аукцион информационных и библиографических проблем, когда выявляются различные проблемы, возникающие в повседневной работе библиографа, организуется их обсуждение, совместно определяются пути решения.

Пока еще мало распространено самопредставление библиографа (библиографической службы) через портфолио. Портфолио библиографа – собрание творческих работ (разработки мероприятий, библиографические продукты, в т. ч. библиографические пособия, БД, а также описание основных форм и направлений профессиональной активности библиографа – участие в научных конференциях, конкурсах профессиональных достижений и др.).

Информационно-библиографическая ориентация библиотек

Проблемы многих библиотек сегодня напрямую связаны с социально-экономическими условиями, которые заставляют их искать свою нишу в культурной и информационной среде, брать на себя порой несвойственные библиотекам функции, своевременно реагировать на потребности пользователей. В стремлении быть эффективной, библиотека должна меняться вместе с обществом. Уже создаются новые модели обслуживания, внедряются новые идеи. Библиотеки сегодня пользуются правом, учитывая местные условия, состав населения и др. факторы, создавать свой собственный уникальный профиль:

— с учетом отраслевого и жанрового профиля: библиотека – центр возрождения народной культуры, библиотека – центр национальных культур библиотека экологического воспитания, библиотека эстетического просвещения, библиотека – центр правовой, деловой информации, фольклорные и исторические библиотеки;

— с учетом новых типов и видов изданий: библиотека периодики, библиотека поэтической литературы;

— с учетом функциональной направленности: библиотека – молодежный центр, библиотека-игротека, библиотека – выставочный зал или галерея, библиотека –центр досуга, библиотека-театр, библиотека-музей). Наряду с вышеперечисленными, могут существовать библиотека – энциклопедический центр, библиотека справочной и библиографической информации, библиотека – информационно-библиографический центр или библиотека – информационное агентство, выполняющая функции по производству, сбору, переработке и распространению библиографической информации. К примеру, в Карелии на базе одной из публичных библиотек функционирует информационное агентство «Открытый мир».

Библиографическая деятельность – самая творческая, самая актуальная, поэтому должна совершенствоваться за счет креативных направлений и инновационных форм предоставления информации. Важно понимать, что информационное обслуживание является стратегическим процессом, «видимым» для конечных пользователей, которые по уровню информационного обслуживания судят о полезности библиотеки в целом.

Общесистемные программы и проекты

Читайте также:  Стандартные размеры детского постельного белья в кроватку

Серая Шейка
Городской открытый конкурс литературного творчества «Серая Шейка», посвященный уральскому писателю Д. Н. Мамину-Сибиряку

«Быть тагильчанином» (ежегодно)
Проект по информационно-библиографической, методической, культурно-образовательной поддержке городской краеведческой игры «Я-тагильчанин».

«Межрегиональная аналитическая роспись статей». Проект АРБИКОН.

Корпоративный проект «Весь Урал» СОУНБ

«Корпоративная сеть библиотек Урала»

#Поколение (2016 — 2018 гг.)
Цель: вовлечение молодежи в общественно-полезную деятельность, формирование у молодого поколения активной жизненной позиции, основанной на патриотизме, гражданственности, здоровом образе жизни и общей культуре. Работа в рамках программы ведется по четырем направлениям.

«Книжные пикники» (программа летних открытых мероприятий вне стен библиотеки).

Программы отделов и филиалов:

Центр развития и профессиональных коммуникаций ЦБ.
« Территория профессионализма» проект по развитию профессионального, информационного и творческого потенциала библиотечных специалистов МБУК «ЦГБ» — 2016-2017 гг.

Справочно-библиографический отдел
Проект «Статьи»
Разработан для создания единой базы данных аналитических электронных ресурсов. ББД содержит библиографические записи из периодических изданий, поступающих в фонды МБУК «ЦГБ».

Отдел массовой работы
« И словом, и звуком, и кистью»
Цель: развитие, совершенствование и повышение социокультурной деятельности МБУК «ЦГБ» посредством работы отдела массовой работы. Проект состоит из индивидуальных блоков: «Православное воспитание»; «Мир через культуру», галерея «Space Place», студия «Театр за столом».

Отдел обслуживания Центральная городская библиотека

«Современная правовая культура»

Зеленый маршрут» (экологическая культура)

Отдел правовой, электронной информации и сервиса
«Человек в мире информации»
Цель: повышение уровня информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки; формирование правового информационного пространства, обеспечивающего доступность юридических знаний для пользователей библиотеки.

Отдел специализированной литературы
«ЭТНОдом»:Центр культурно-речевой адаптации семей мигрантов.

Студия книжного дизайна «ACADEMIA»

«В языке – душа народа»
Комплексная целевая программа по организации работы с документальным фондом на иностранных языках.
Цель: развитие интереса к изучению иностранных языков.

«Наследие веков»: авторская программа по работе с фондом редких книг
Цель: обеспечение сохранности фонда редкой книги и рационального его использования

«Родная сторона»: программа по краеведению
Цель: формирование у пользователей отдела специализированной литературы разных возрастных категорий высокого чувства любви к родному городу и краю, стремления к сохранению исторических и культурных традиций.

«Знаем, помним, бережём» авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Цель: всестороннее формирование и развитие личности, способной активно участвовать в созидательном процессе жизни общества.

«Искусство — особый путь познания мира»

Центральная детско-юношеская библиотека
«Взрослые в детской библиотеке»
Программа психолого-педагогического сектора направлена на библиотечное, информационно-библиографическое и справочное обслуживание руководителей детского чтения, педагогов, библиотекарей, родителей.
Цель: осуществление информационной поддержки руководителей детского чтения.

«Служба доверия»
Программа психологического сопровождения пользователей библиотеки направлена на повышение уровня психологической культуры, а также культуры чтения пользователей библиотеки разных возрастных категорий.
Цель: осуществление психологического сопровождения пользователей библиотеки.

«Вместе с книгой мы растём»
Цели и задачи программы — основной целью программы является литературное развитие личности читателя, его творческих способностей, приобщение к чтению художественной литературы, формирование творческого выражения и эмоционального восприятия художественных произведений.

«Не забудем. Читать и помнить»
Цель: военно-патриотическое воспитание читателей младшего абонемента центральной детско-юношеской библиотеки в системе.

«Я пока не волшебник»
Цель: художественно – эстетическое воспитание, развитие творческих способностей и организация досуга читателей младшего возраста в библиотеке.
Задачи: знакомить детей с творчеством лучших писателей и художников; прививать интерес к чтению через игру, творчество, театрализацию; давать понятия о традиционных русских оберегах; оформлять творческие выставки читателей; организовывать творческий досуг детей в библиотеке.

«Горы каменные – земля уральская »
Цель: через приобщение к краеведческой теме воспитать в юном читателе чувства гордости и уважения к самобытной истории и культуре родного края.

«Двенадцать месяцев»
Цель — программа по духовно-нравственному воспитанию школьников .

«Зеленый мир»: программа по экологическому воспитанию.

Филиал № 2
«С книгой расти, жить, мыслить, познавать, творить»
Программа включает в себя различные блоки :
«От сердца к сердцу»
Социальная программа направленная на работу с воспитанниками детских домов и детьми из социально-неблагополучных семей.
Цель: способствование социализации и адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
«Делу время — потехе час»
Цель: формирование у взрослых и детей с ограниченными возможностями по здоровью положительного отношения к библиотеке и потребности пользоваться ее услугами.
«Подрастаю с книжкой Я!»
Целевая программа по работе с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.
Цель: содействие интеллектуальному, духовному и культурному развитию ребенка.
«На пути к гармонии ».
«Знаем, помним , гордимся».

Филиал № 3
«От сердца – к сердцу, от души – к душе»
Социальная программа направлена на работу с люди с ограниченными возможностями – пенсионерами и инвалидами, которые являются жителями микрорайона Старатель и читателями библиотеки.
Цель: содействие жителям микрорайона с ограниченными возможностями в адаптации в обществе, развитии творческих возможностей, расширение коммуникативных связей.

«Мы книгой открываем мир»
Комплексная программа по руководству чтением детей младшего школьного возраста и подростков.
Цель: создание условий для поддержки и развития чтения и читательской культуры детей и подростков.

Филиал № 4
«Библиотека-храм культуры и добра»
Цель: формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к историко-культурному и духовному наследию России и Урала, высокого чувства любви к родному городу, стремления к сохранению исторических и культурных традиций родного края.
Состоит из авторских программ: «Русская литература – душа России»; «Урал – источник вдохновения»; «Люблю Отчизну я…»; «Библиокласс» .

Филиал № 5
«Перо Уралу посвятили»
Комплексная программа по ознакомлению детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста с творчеством писателей Урала.
Цель: формирование у детей любви к городу своего детства.

«Библиотека плюс».
Комплексная программа. Цель: стимулирование интереса к книге и чтению, среди всех категорий пользователей.

«Капитаны информационных морей»
Цель программы: формирование и развитие информационной культуры и поисковых навыков читателей младших средних и старших классов.

Филиал № 8
«К книге и чтению – через досуг и общение»
Комплексная программа на привлечение к чтению детей, подростков и молодёжи.
Программа состоит из блоков «С чего начинается Родина?», «Эта нескучная классика», «Чтобы в сердце вошла красота».

Филиал № 9
«Друзья души моей»
Комплексно-целевая программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста, подростками и родителями.

Филиал № 10
«В поисках книжной Вселенной»
Цель: развитие у детей и их родителей интереса к чтению, книге и библиотеке, содействие нравственно – эстетическому просвещению.

Филиал № 13
«Добро без границ»
Программа предусматривает реализацию мероприятий по организации досуга пенсионеров, инвалидов, престарелых людей и расширение коммуникативных связей названной категории читателей путём проведения массовых мероприятий.

«Ниточки общения»
Социальная программа направлена на организацию работы с детьми с ограниченными возможностями и детьми из стран ближнего зарубежья, оказание им помощи в адаптации к социальным условиям в обществе.

«Добрые друзья»
Цель: оказание помощи в адаптации «особых» детей (детей с отклонениями в развитии) и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к социуму через игровую и творческую деятельность.

Филиал № 14
«Открой свою книгу»
Программа социально-психологического комфорта направлена на работу с различными группами читателей. Цель: создание благоприятной среды в библиотеке для всех жителей микрорайона через общение, проведение массовых мероприятий и организацию работы с людьми с ограниченными возможностями. Блоки программы: «Природа и здоровье», «Душа моя, библиотека», «С чего начинается Родина», «Библиотека и подросток» , «Семейные встречи в «Теплом доме».

Филиал № 15
«Беседа с собственным сердцем»: литературная гостиная.
Цель данной программы — привлечь читателей к чтению серьёзной художественной литературы как к источнику обретения смысла человеческой жизни.

«Мир русской народной культуры»
Программа «Мир русской культуры» направлена на привлечение детей к ценностям народной культуры и способствует активному приобретению детьми культурного богатства русского народа.

«Сокровища русской культуры»

«Книга открывает свои сокровища»

Филиал № 16
«Россия — свет мой, боль, надежда»
Комплексная программа по патриотическому воспитанию школьников разных возрастных категорий.

«Чтоб мир добрее стал»
Программа нравственного воспитания рассчитана на школьников разных возрастных категорий.

Филиал № 18
«Спешим поздравить»
Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств детей младшего школьного возраста, воспитание любви и уважения к своему Отечеству.

«Неразлучные друзья ­ – мама, папа, книга, я!
Цель: содействие возрождению и закреплению традиций семейного чтения.

«Герой вне времени»: общесистемный проект к 200-летию М.Ю. Лермонтова (2014г.). Завершен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТурбоЗайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector