Строительство лэп в труднодоступной болотной местности

Изыскания и разбивка магистральных трубопроводов и линий электропередач

Состав трубопровода. Магистральные трубопроводы — это сооружения, предназначенные для транспортирования нефти, нефтяных продуктов и газа на большие расстояния. В состав магистральных трубопроводов входят:

  • • подводящие трубопроводы на промыслах;
  • • головные сооружения (насосные станции, ёмкости для сбора и хранения нефти или газа);

Рис. 14.1. Укладка трубопровода в траншею

  • • промежуточные станции (через 80 — 100 км), поддерживающие высокое давление в трубопроводе (75 атм.);
  • • линейные сооружения — трубопроводы диаметром 500 — 1420 мм с колодцами через 5 — 10 км;
  • • переходы через водные и рельефные препятствия и искусственные сооружения.

Рис. 14.2. Трубопровод на эстакаде

Для удобства строительства и эксплуатации вдоль трассы трубопровода прокладывают телефонную линию и грунтовую дорогу. Требования к проектированию. Магистральные трубопроводы укладывают в грунт на глубину не менее 0,8 м до верха трубы, рис. 14.1. При переходах через водные преграды глубина укладки труб должна быть не менее 0,5 м от поверхности донных отложений. Уклоны трубопровода малого диаметра проектируют параллельно рельефу местности. Также но наклонной местности производят разбивку пикетажа и составляют продольный профиль.

В сложных условиях (в районах вечной мерзлоты, в болотистых и торных районах, на оползнях) магистральные трубопроводы прокладывают на опорах в виде эстакады, рис. 14.2.

При строительстве переходов через препятствия магистральных трубопроводов используются дюкеры. Дюкер (duiker, пришло в русский через немецкий Dtiker — «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. и. В проектировании и строительстве магистральных нефтепроводов дюкером называют участок нефтепровода, прокладываемый на пересечении с искусственным или естественным препятствием: иод руслом реки или канала, но дну глубокого оврага, иод авто- или железной дорогой. В этом случае, как правило, дюкер состоит из нескольких труб, которые предварительно свариваются в «нитку» («плеть») и затем укладываются в подготовленную траншею или «футляр» («кожух») способом протаскивания, рис. 14.3.

Начальным пунктом трубопровода обычно служит площадка головных сооружений, конечным пунктом — завод, база или распределительный пункт.

Проектирование трасс магистральных трубопроводов в необжитых районах осуществляют на картах мелкого масштаба (1:100000 — 1:50000). В районах с развитой инфраструктурой используют карты более крупного масштаба. Придерживаясь наиболее короткого направления трассы, намечают возможные варианты. Трассу стремятся приблизить к существующим железным и автомобильным дорогам, избегая пересечений больших лесных массивов, рек с неустойчивыми берегами и большими поймами. Полоса отвода вдоль трассы устанавливается шириной 15-20 м. В лесу делают просеку шириной 12 м.

К населённым пунктам трасса не допускается ближе 200 — 300 м, при этом нефтепроводы трассируют по высотам ниже, а газопроводы выше населённого пункта.

Полевое трассирование трубопровода. В изыскательский период уточняют положение трассы на местности и закрепляют её основные точки, выбирают места переходов водных преград и искусственных сооружений.

Рис. 14.3. Трубопровод под рекой — дюкер

Полевое трассирование трубопровода осуществляется в соответствии с утверждённым вариантом проекта по координатам вершин углов поворота трассы и створных точек. Трассу восстанавливают, закрепляют углы поворота, производят разбивку пикетажа и нивелирование трассы, выполняют топографическую съёмку пересечений и переходов.

Трасса привязывается к геодезическим пунктам не реже чем через 50 км. Из спутниковых определений вдоль трассы строится геодезическое обоснование, которое служит основой для производства разбивочных работ и топографических съёмок площадок (насосные и распределительные станции) и пересечений естественных и искусственных преград. Точность магистральных ходов устанавливается в пределах 1:1000.

I [ереходы через овраги, промоины, водотоки и каналы могут осуществляться как при помощи эстакад, так и посредством устройства дюкеров. Съёмку мест пересечений, площадок сооружений и промежуточных станций производят в крупных масштабах (1:500 — 1:1000) с сечением рельефа 0,5 — 1,0 м.

Высотная сеть для производства описанных работ строится в процессе трассирования трубопровода. Реперы ставят по трассе через 2-3 км, на каждой площадке и в местах переходов препятствий. К реперам или маркам высотной сети ходы технического нивелирования вдоль трассы привязываются через 20 — 30 км.

Разбивочные работы при строительстве трубопроводов. Перед строительством трубопровода трассу восстанавливают и закрепляют углы поворота, пикетаж трассы, сгущают сеть реперов, проводят контрольные измерения линий и повторное нивелирование. Одновременно с восстановлением трассы разбивают и надёжно закрепляют колодцы и переходы.

Если трубопровод сооружается в траншее, то геодезические работы заключаются в обозначении на местности оси траншеи. Для многоковшового экскаватора разбивают линию, параллельную оси трубопровода и отстоящую от неё на половину расстояния между гусеницами канавокопателя.

11ри сооружении трубопровода на опорах в плане трасса выполняется в виде зигзагов с прямыми участками в 100 — 120 м. Зигзагообразно трасса сооружается с целью компенсации температурных деформаций. Задачи геодезии при этом состоят в разбивках опор в соответствии с проектом трубопровода.

Выбор трассы воздушных линий электропередач. Линии электропередач (ЛЭП) разделяются на кабельные (подземные) и воздушные, рис. 14.4.

Передача тока высокого напряжения на значительные расстояния осуществляется по воздушным линиям. Основными элементами воздушных линий являются опоры, провода, изоляторы. Различают опоры анкерные и промежуточные. Анкерные опоры воспринимают усилия от натяжения провода. Промежуточные опоры только поддерживают провода, натянутые между анкерными опорами.

При изысканиях линий электропередач следует принимать во внимание габариты приближения проводов.

Читайте также:  Теплый пол электрический нагревательные маты

Различают габариты приближения вертикальные (это расстояние между низшей точкой проводов и поверхностью земли) и горизонтальные — расстояние от крайних проводов ЛЭП до ближайших контуров объектов ситуации (деревьев, строений и пр.). Так, например, для линии напряжением 220 — 500 кВт допустимая величина вертикального габаритного размера равна 7 — 8 м в ненаселённой местности, а в труднодоступной местности — 6 — 7 м. Для линий с напряжением 750 кВт соответственно принимают 12 и 10 м. Горизонтальные габариты приближения определяются, в основном, высотой опор.

Рис. 14.4. Воздушные линии электропередач

Трасса выбирается в соответствии с техническими условиями и с учётом топографических, инженерно-геологических и гидрометеорологических условий местности.

Начальным пунктом ЛЭП обычно является электростанция, конечным пунктом — распределительная станция, территориально-промышленный комплекс и пр. Трасса ЛЭП должна пройти между этими пунктами кратчайшим путём, но с учётом требований основ земельного и водного законодательства.

В отличие от других трасс линия электропередачи состоит только из прямых участков с поворотами в вершинах углов, без кривых.

Трассу ЛЭП проектируют на топографических картах крупного масштаба в обход аэродромов (не ближе 4 км), населённых пунктов, промышленных предприятий, заповедников и курортных зон.

Полевое трассирование проводят в том же порядке, что и для дорог. Так как кривые на трассе отсутствуют и пикеты разбиваются между вершинами углов поворота без учёта домера, то расстояния между вершинами или створными точками будет равно разности их пикетажных значений. В отличие от дорожных трасс и трасс трубопроводов, где разбивка пикетажа необходима для перенесения проекта в натуру, на трассах воздушных линий наличие пикетов через 100 м особой роли не играет. Продольные профили можно составлять по плюсовым точкам, взятым на характерных перегибах рельефа местности, на поворотах трассы и в местах её пересечений с естественными препятствиями и искусственными сооружениями. Поэтому при изысканиях воздушных ЛЭП весьма эффективен беспикетный способ трассирования.

Основные точки трассы (углы поворота, створные точки больших пролётов и др.) выносят на местность и надёжно закрепляют. Вынос точек осуществляется по привязкам к существующим контурам и предметам местности. В пустынных и малообжитых районах при отсутствии сколь-либо приметных контуров и предметов местности вынос характерных точек трассы осуществляется по их координатам. Координаты точек снимаются графически с топографической карты, на которой составлен проект трассы. Геодезическая плановая сеть для производства разбивочных работ создаётся на основе спутниковых технологий в системе координат утверждённого проекта.

Высотную сеть создают в виде реперов, установленных через 8-10 км по ходу трассы, и привязывают к государственной сети через каждые 15-20 км. Реперы могут быть железобетонными или деревянными.

Вынесенную и закреплённую на местности трассу нивелируют с целью составления продольного профиля, но которому проектируют положение и высоту опор, обеспечивающих расчётный габарит приближений проводов. Точность должна соответствовать техническому нивелированию.

Вместе с изысканиями воздушной линии производятся съёмки в крупных масштабах площадок подстанций, монтёрских пунктов и ремонтных баз.

При строительстве линий электропередач геодезические работы состоят из разбивки на местности опор и определения фактических габаритных размеров приближения проводов.

Если необходимо выполнить строительство воздушных линий (ВЛ), тогда обратитесь в компанию «МастерЭнергоСервис». Мы оказываем полномасштабные услуги по строительству ЛЭП. Собрав всю необходимую документацию, мы поможем построить ЛЭП в кратчайший срок.

Любые электромонтажные работы начинаются с их проектирования и строительство ЛЭП (линии электропередач) не являются исключением. Только на основании проекта в дальнейшем и будет проводиться монтаж. Весь этот процесс очень сложный, на который потребуется большое количество сил и времени, ведь самая малейшая ошибка может привести в дальнейшем к очень серьезным последствиям! Поэтому это дело лучше всего доверить опытным профессионалам!

Уже много лет основное направление деятельности компании МастерЭнергоСервис является строительство ЛЭП в Москве и Московской области. Высокие знания и хороший опыт наших сотрудников дают возможность решить все вопросы, возникающие в процессе проектирования и строительства ЛЭП. Грамотно составленный нашими специалистами проект обеспечит получение разрешения от организаций на строительство воздушных линий (ВЛ). Мы возьмем на себя оформление всей необходимой документации, а так же реализуем ваш строительный план линий электропередач.

Ориентировочная стоимость строительства воздушной линии за 1 км

от 600 тыс. руб

ЛЭП 0.4 кВ с материалом
от 800 тыс. руб

ЛЭП 6 (10) кВ с материалом

Финальная смета готовится на основании согласованного проекта, технического задания заказчика или выезда на объекта, и составления поопорной схемы.

Пример поопорной схемы Смета строительство ВЛ-0,4 кВ.
Лист 1
Смета строительство ВЛ-0,4 кВ.
Лист 2
Смета строительство ВЛ-0,4 кВ.
Лист 3
Скачать Скачать Скачать Скачать

Он-лайн расчет строительства/реконструкция Воздушных линий электропередач (ВЛ)

«Внешнее электроснабжение хосписа. Монтаж КТП 100 кВА»

«Монтаж МТП 40 кВА»

Оставьте нам заявку, если Вы:

  • понимаете необходимость разработки Проекта электроснабжения (+смета)
  • ищите сертифицированного поставщика услуг (Лицензия СРО)
  • доверяете строительство ВЛ профессиональным сотрудникам (V-группа допуска)
  • скрупулезно относитесь к соблюдению норм СНиП и ПУЭ
  • требуете гарантию на выполненные работы (гарантия 2 года)
  • хотите СПРАВЕДЛИВУЮ цену, которая формируется на основе ТСН г.Москвы

Строительство воздушных линий электропередач

Опытная команда «МастерЭнергоСервис» осуществляет строительство ЛЭП, учитывая особенность материала и виды опор. Мы работаем с железобетонными, металлическими и деревянными опорами. В большинстве случаев деревянные опоры изготавливаются из сосны. Ее преимуществами являются диэлектрические свойства материала и небольшой вес. Также популярны железобетонные столбы, характеризующиеся высокой механической прочностью и удобством монтажа. Поэтому на участках с большой нагрузкой под строительство воздушных линий электропередач используется такой вид опор.

Читайте также:  Снежинки из бумаги своими руками узоры

Все этапы строительство ЛЭП ведутся строго в соответствии с технологическими картами, входящими в проектную документацию. В своей работе мы придерживаемся всех требований государственных стандартов, а так же «Правил безопасности при строительстве линий электропередачи и производстве электромонтажных работ».

РЕКОМЕНДУЕМ! Мы качественно выполним строительство ЛЭП в оговоренные сроки, взяв все проблемы и заботы на себя!

Линии электропередач

ЛЭП представляет собой некую систему энергетического оборудования, которая передает электричество на многие километры, по всей стране. Есть два вида линий: воздушные и кабельные, но и те и другие занимаются передачей электрической энергии по проводам, либо кабелям.

Компания «МастерЭнергоСервис» оказывает услуги по строительству линий электропередач, а если кто-то не знает что это, то точно нет на Земле человека, который никогда их не видел.

Воздушные линии

Формируются воздушные линии по согласованному проекту с использованием:

  • проводов;
  • траверс;
  • арматуры;
  • опор;
  • изоляторов;
  • разрядников;
  • грозозащитных тросов;
  • секционирующих устройств;
  • вспомогательного оборудования;
  • систем заземления.

В проектировании ВЛ важными являются практически все моменты: подбор кабельной продукции, выбор места установки опор и трассы прохождения проектируемой линии, выбор типа опор, конструктивной разновидности столбов, расчет длины провесов, учет подготовки фундамента под опоры.

После строительства линий требуется выполнить подключение проводов к вводам в подстанции, распределительные устройства, здания к установленным токоприемникам. Мы обязательно учитываем данные мероприятия и осуществляем каждый этап.

«Электроснабжение нового коттеджного поселка 561 кВт. Монтаж КТП и реклоузера.»

«Механизация строительства. Строительство воздушных линий. Установка временных опор.»

Монтаж ВЛ

В большинстве случаев, при сложном рельефе, целесообразным является монтаж ВЛ «под тяжением». Современный метод позволяет существенно сократить трудозатраты, а также расходы на спецтехнику.

При выполнении монтажа «под тяжением» не требуется предварительно раскатывать провод либо кабель по земле. Натягиваемый провод не повреждается сколами, царапинами. Исключается возможность коронного разряда.

Использование программируемых машин по натяжению упрощает монтаж переходов линий через транспортные, железнодорожные пути, инженерные сооружения. Раскатка осуществляется специальными роликами непосредственно на опоры.

Повреждение натягиваемого провода практически невозможно. Специальные гидравлические машины отключаются при достижении нужного уровня тяжения.

Монтаж ЛЭП

Если монтаж ЛЭП осуществляется «под тяжением», то обеспечиваются следующие преимущества:

  • исключается нагрев кабеля, вызываемый повреждениями поверхности;
  • исключается появление радиопомех;
  • отсутствует либо сокращается коронный эффект;
  • отсутствует необходимость вмешательства в окружающую природную среду;
  • повышается скорость, экономичность выполнения мероприятий;
  • увеличивается безопасность работ.

«Внешнее электроснабжение хосписа. Монтаж КТП 100 кВА»

«Электроснабжение нового коттеджного поселка. Монтаж 3-х КТП»

ВАЖНО! На местности, имеющей населенные пункты, жилые объекты, необходимо выполнять заземление ЛЭП, защищающее линии от атмосферных перенапряжений. Заземление оборудуется на опорах, имеющих ответвления к вводам на объект (здание, сооружение), а также на концевых столбах линий с ответвлениями.

Стоимость строительства линий электропередач (ЛЭП), определяются согласно постановления Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 27.12.2012 г. No. 421, как компенсация затрат для ОАО МОЭСК на строительство 1 км ЛЭП.

Не стоит думать, что линии электропередач располагают как удобно или как хочется. Существуют очень жесткие требования к соблюдению стандартов. Строительство ЛЭП и монтаж производится исключительно на основе множества государственных стандартов и документов, которые обязывают выполнять все правила безопасности при выполнении электромонтажных работ. Специалисты должны быть высококвалифицированными и владеть комплексными знаниями в области электротехники.

Необходимо помнить, что есть четкие стандарты, такие как длина пролета, расстояние проводов до земли, которые необходимо соблюдать. К примеру, промежуточный пролет между опорами колеблется между 30-50 м, в зависимости от типа опор, климата района, и других условий. Стрела провиса зависит от тех же условий, что и пролет.

Классы напряжений ЛЭП

Класс напряжения зависит от вида электрической сети и от него зависит, какое напряжение будет поступать по линии электропередач к потребителю. Часто по высоте линии, числу и типу изоляторов можно понять, какое напряжение по ней передается. Например, ЛЭП 35 кВ имеют 3-5 изоляторов, а 110 кВ – шесть-десять и т. д. В жилых домах обычно используется напряжение 220В, на производстве 380В. Классификация возможна не только по напряжению, но и по роду тока (переменный или постоянный), назначению (сверхдальний, магистральный, распределительный), а также по режимам работы.

Какие марки проводов использовать?

Марки проводов для линий электропередач бывают разными и зависят от напряжения, которое будет по ним передаваться. К примеру, для воздушных линий электропередач свыше 1000В применяют голые провода и тросы, устойчивые воздействиям атмосферы. Ранее, более часто использовались медные провода, но сейчас более популярны алюминиевые и стальные. Чтобы разобраться в маркировке проводов стоит помнить, что все провода марки А изготовлены из алюминия или включают его в свой состав. М – это медные марки проводов, Б – бронзовые. Какую марку провода выбрать должен посоветовать специалист, исходя из множества факторов влияющих на строительство линий электропередач.

Правильное закрепление провода на изоляторах

Для того чтобы конструкция работала исправно многие годы, необходимо с полной ответственность подходить к каждому этапу установки ЛЭП. Известно, что все провода проходят через изоляторы, которые бывают разного типа – из стекла, фарфора, полимерных материалов. Какой из них выбрать зависит от климата и условий возможного загрязнения. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение стеклянным или полимерным изоляторам, если линии с напряжением 35-220 В.

Правильно закрепить провод не так просто. Существует несколько видов изоляторов в зависимости от способа крепления – штыревые и подвесные. Штыревые изоляторы крепятся на крюках или штырях, а подвесные, с помощью арматуры к опоре. Стоит помнить о том, что штыревые изоляторы используются для сравнительно легких проводов. Сам провод укреплен на головке изолятора или на шейке, зависимо от вида опоры.

Читайте также:  Сборка двери шкафа купе с зеркалом

Довольно большая часть нашей страны – это регионы с суровым и даже с экстремальным климатом. Но, несмотря на погодные условия, в этих местах живут и работают люди, ведется добыча полезных ископаемых, строятся различные объекты инфраструктуры. И для нормального функционирования всего этого необходимо наличие бесперебойного энергоснабжения. Мы поговорили с Андреем Николаевичем Полевым, коммерческим директором ООО ПО «РосЭнергоРесурс» про то, какие сложности возникают при строительстве ЛЭП в регионах с тяжелыми климатическими условиями, какие существуют пути их решения и какие современные достижения энергетической промышленности могут облегчить жизнь специалистов, строящих и обслуживающих ЛЭП.

— Верно ли говорить, что ключевые месторождения полезных ископаемых сегодня сосредоточены в регионах с суровым климатом? Расскажите, с какими климатическими особенностями приходится работать специалистам, и как они влияют на работу оборудования?

— На сегодняшний день все легкодоступные регионы уже освоены, сейчас люди переходят на освоение новых удаленных земель. А это сложные климатические регионы с суровым климатом и своими географическими особенностями. Это строительство по болотам, тяжелая доставка грузов из-за отсутствия дорог, сезонные временные рамки для транспортной доступности, сильно пересеченная местность – горная, скалистая, болотистая. И чем дальше объекты – тем затратнее их строительство и разработка.

В труднодоступных северных районах работы по строительству обычно производят зимой. В теплое время года дорогая спецтехника может получить критические повреждения в ходе работы или же попросту утонуть в болотах. На севере, когда зимник «падает», строители нанимают дорогостоящую технику на гусеничном ходу, которая может преодолеть дорогу практически по любой поверхности, но такой способ несет за собой огромное увеличение расходов на разработку новых объектов.

При определении технических решений для строительства ЛЭП, как правило, основными параметрами являются скорость ветра, обледенение проводов (гололед) и температурные показатели. От этого зависит, например, выбор стали. Температура эксплуатации оборудования влияет на выбор марки стали, так как некоторые металлы при достижении определенного температурного уровня становятся хрупкими и не могут выдерживать нагрузки, заданные проектом. Показатель работоспособности стали при минимальных температурах называется – ударопрочная вязкость. В суровом климате с температурными режимами до -65 °С рекомендуется использовать низколегированную сталь марки 09Г2С 15й категории.

Под воздействием температуры окружающего воздуха металлическая часть провода претерпевает растяжение в случае положительных температур или сжатие — при отрицательных. Таким образом, при повышении температуры стрела (провис) провода увеличивается, а при понижении — уменьшается. При проектировании стрела провеса должна выбираться таким образом, чтобы при максимальной температуре или максимальной нагрузке на провод вертикальное расстояние от провода до земли не было меньше нормируемого по ПУЭ («Правила устройства электроустановок»): 6 м в ненаселенной местности и 7 м в населенной.

Чем суровее климат, тем большее механическое воздействие испытывают все составляющие элементы ЛЭП. С учетом этого подбирается и используется оборудование с повышенной устойчивостью для таких условий. Соответственно, стоимость строительства таких линий в среднем в 3–5 раз выше, чем линий в умеренных климатических районах.

— Каким образом организуется энергоснабжение таких территорий?

— Для разработки любых месторождений, независимо от климата и региона, необходимо сначала обеспечить будущий объект энергией. Заказчиком строительства ЛЭП закладываются необходимые требования и общие технические условия, которые передаются проектировщику линии. Проектировщик уже и определяет, в зависимости от географического положения, как снабжать объект энергией: просчитывает, нужно ли подключение к действующей высоковольтной линии, смотрит на каком расстоянии она находится от объекта. Иногда получается, что выгоднее сделать автономное энергообеспечение с помощью дизельных электростанций или ГТУ (газотурбинной установки).

— Строительство ЛЭП в таких регионах наверняка сопряжено с большими трудностями: вырубка лесов, работа на заболоченной местности, километры сетей, которые необходимо обслуживать… Расскажите об этом и о путях решения этих задач.

— Сложности при строительстве ЛЭП в труднодоступных регионах нередко бывают связаны не только с климатическими трудностями. Например, по территории тундры нельзя свободно ездить без разрешения экологов, так как там растет мох, и если тяжелой техникой его повредить, то он не будет расти десятки лет. Экологи запрещают ездить летом в тундре вне дорог, разрешают только по старым проложенным дорогам и строго за этим следят.

Также в качестве примера можно привести такую задачу, которую иногда ставят перед проектировщиками: при проектировании ЛЭП, пролегающей по редкому реликтовому или заповедному лесу, необходимо как можно меньше нанести ему вред. Поэтому проектировщик должен предложить оптимальное решение по уменьшению площади вырубки просеки линии и использованию, например, высоких опор. Высокие опоры, в свою очередь, требуют оснащения более прочными стойками (шире и тяжелее). А это снова приведет к существенным финансовым затратам, хотя в данном случае суровые климатические условия отсутствуют.

Монтаж ЛЭП и ее обслуживание в таких регионах без применения автовышек позволяют проводить специально установленные «лазовые» опоры. По ним можно забраться наверх по имеющимся раскосам для устранения неполадки или обслуживания линии.

Проектировщики воздушных линий для таких регионов закладывают сцепную арматуру, соответствующую по тоннажному ряду. Выделяют несколько степеней надежности электроснабжения: 1, 2 и 3 категории надежности. Согласно им, на случай повреждения линии должна быть заложена возможность резервного электроснабжения для сохранения работоспособности. Некоторые компании не уделяют этому большого значения или же покупают более дешевое и некачественное оборудование, не уделяя должного внимания дальнейшим проблемам в эксплуатации.

Благодарим за помощь в подготовке материала

Антона Валерьевича Сусликова

управляющего директора компании «ЭЛСИ Сибирь» (Новосибирск)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТурбоЗайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector