Творческий проект шкатулка из дерева

Ученический проект по технологии на тему "Шкатулка из дерева" посвящен самостоятельной работе ученика 9 класса, проведенной им с целью изготовления шкатулки из древесины сосны в школьной мастерской и популяризации рукотворных изделий.

Подробнее о работе:

В учебной творческой работе по технологии для мальчиков о создании шкатулки представлена подробная технологическая карта изготовления изделия из древесины сосны. В технологической карте имеются фотографии каждого этапа работы над шкатулкой. В завершение своей работы автор провел расчет себестоимости изделия. Перед изготовлением деревянной шкатулки по этому проекту ознакомьтесь с техникой безопасности во время работы с инструментами и приспособлениями для обработки дерева.

Оглавление

1. История шкатулки.
2. Основные требования к шкатулке.
3. Вариативность шкатулок.
4. Материалы и инструменты для изготовления шкатулки.
5. Техника безопасности при изготовлении шкатулки.
6. Технологическая карта изготовления шкатулки.
7. Экономическое обоснование изготовления шкатулки.
Самооценка
Реклама шкатулки
Заключение
Литература

Введение

Мне очень понравилось выпиливать дощечки и потом выжигать на них рисунок и я решил сделать шкатулку. Тем самым на практике смогу закрепить полученные на уроках знания и сделать подарок своими руками для мамы.

Актуальность моего проекта объясняется еще и тем, что:

  1. Достаточно большое количество разных мелочей, которые надоело собирать по полкам и по столам можно хранить в красивой коробочке
  2. Основное преимущество hand-made (своими руками) — за относительно невеликие средства, можно порадовать себя интересными вещицами, которые будут нести эксклюзивный характер.
  3. Шкатулка своими руками – это прекрасный подарок, который можно сделать для своих близких или друзей, не затратив при этом большого количества времени и сил.

Цель проекта: изготовление шкатулки, украшение изделия элементами выжигания узора на древесине.

Задачи:

  1. Изучить историю шкатулки.
  2. Рассмотреть вариативность шкатулок.
  3. Ознакомиться с технологией изготовления шкатулки из дерева.
  4. Выучить правила безопасности во время работы с инструментом.
  5. Изготовить шкатулку из дерева.

Объект: деревянная шкатулка.

Предмет: простой способ изготовления деревянной шкатулки.

История шкатулки

Древнерусское – шкатула (небольшой сундук). Латинское – scatula. Слово «шкатулка» появилось и получило широкое распространение в русском языке в конце XVI в. По своему происхождению это слово является общеславянским и с подобными значениями (коробочка,ларец, ящичек и т.п.) встречается во многих славянских языках. Некоторые исследователи предполагают, чтослово «шкатулка» происходит от латинского scatula, что значит «коробка».

Шкатулки пришли к нам из глубины столетий, с загадочных стран Востока. С тех самых пор их конструкция не слишком изменилась, но в создании стали использоваться новейшие материалы и современные механизмы, усовершенствовались производственные схемы. Однако из каких бы материалов не были бы созданы шкатулки, каждая из них обладает собственной маленькой тайной.

Предполагают, что самые первые шкатулки были созданы для хранения украшений. Еще два тысячелетия назад талантливые мастера из Японии и Китая изготавливали уникальные футляры для хранения ценных вещей. Они были различных форм и размеров, украшались соком лакового дерева.

Мастера стремились опередить друг друга по уровню мастерства изготовления, поэтому на свет появлялись все новые методы обработки: декорирование тканью или кожей, инкрустация драгоценными камнями, украшение слоновой костью. Такие шкатулки были настоящим шедевром, она сами по себе представляли ценность, в особенности, если в их украшении использовались драгоценные и полудрагоценные камни или же благородные металлы.

Русские мастера и умельцы создавали очень хитрые по своей конструкции коробочки, такие шкатулки можно было открыть только при нажатии на секретную кнопочку. Русский народ всегда любил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться большим успехом, а шкатулка стала красивейшим и тайным хранилищем для драгоценностей.

Основные требования к шкатулке

Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать безопасность применения изделия в быту.

Эстетические требования состоят в том, что изделие должно быть красивым и безопасным , экологически чистым.

Вариативность шкатулок

На занятиях мы рассматривали несколько вариантов изделий различных форм и размеров. Для своего проекта я взял за основу модель №1.,потому что у этой шкатулки подходящие размеры и такая форма позволяет научиться изготавливать изделия данного типа и не занимает много места в шкафу.

1 2 3

Материалы и инструменты для изготовления шкатулки

Сосна является одним лучшим материалов для выжигания самых разных изделий.

Древесина сосны очень распространена в нашем регионе и стоит относительно недорого.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

  1. Ножовка.
  2. Стусло.
  3. Карандаш.
  4. Линейка.
  5. Выжигатель.
  6. Циркуль.
  7. Угольник.
  8. Наждачная бумага.
  9. Клей ПВА
  10. Лак НЦ-228.

Техника безопасности во время работы над шкатулкой

Порезы — дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.

Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе. Его нужно всегда класть в определенное место. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.

Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть прямо.

Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где чистота и лаконичность линии решают успех дела.

Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью мраморной плитки или подержать некоторое время в вертикальном положении.

Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько не дожечь линию, чем пережечь.

Недожженные линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.

Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

Технологическая карта изготовления изделия

п/п

Вид работ Изображение Инструменты, приспособления 1 Выбор материала. Интернет, литература. 2 Разметка деталей. Уголок, линейка, карандаш. 3 Выпиливание заготовок. Ножовка по металлу. 4 Подгонка заготовок. Напильник. 5 Шлифование заготовок. Наждачная бумага. 6 Выбор рисунка. Интернет, литература. 7 Разметка рисунка Линейка, карандаш, копирка. 8 Выжигание рисунка. Выжигатель. 9 Склеивание шкатулки. Клей ПВА, кисточка. 10 Шлифование изделия. Наждачная бумага. 11 Лакирование. Лак НЦ-228, кисточка. 12 Отделка шкатулки внутри Клей ПВА, бархатная бумага.
Читайте также:  Свч сушилка для древесины

Закрепив заготовку в тисках, приступить к выпиливанию заготовок изделия с помощью ножовки. С соблюдением всех правил техники безопасности.

С помощью угольника подогнать все углы заготовок. Края изделия с одной стороны срезать под углом в 45 град. для дальнейшей сборки изделия.

Произвести шлифование всех поверхностей заготовок изделия с помощью наждачной бумаги.

С помощью линейки и угольника окончательно проверить размеры изготавливаемого изделия.

Выбрать рисунок для выжигания.

С помощью линейки , угольника, карандаша, циркуля сделать разметку рисунка.

Соблюдая правила техники безопасности выжечь нанесенный рисунок на заготовке изделия с помощью выжигателя.

Склеить шкатулку клеем ПВА. Закрепить детали с помощью струбцины и оставить до полного высыхания клея.

Зачистить края склеивания изделия и все поверхности шкатулки.

Покрыть лаком НЦ-228 наружные поверхности шкатулки в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением правил техники безопасности при работе с лаком, и оставить до полного высыхания.

Произвести внутреннюю отделку шкатулки с помощью бархатной бумаги и клея ПВА.

Экономическое обоснование шкатулки из дерева

Наименование Количество Цена(рубли)
1. Доска сосны 150х80х15 мм 90
2. Клей ПВА 100 гр. 20
3. Лак НЦ-228 200 мл 15
4. Наждачная бумага 150х200 мм 15
5.Бархатная бумага 3 листа 30
6.Шарниры для крышки шкатулки 4 шт. 24
7.Декоративные ручки 2 шт. 30
ИТОГО 224

Заключение

Изготавливая шкатулку, мы узнали много нового о древесине, методах ее обработки. Мы получили новые знания о инструментах и приспособлениях применяемых при работе с древесиной, о технике выполнения выжигания по дереву и многое другое. Научились правильно пользоваться выжигателем.

И самое главное, мы поняли, что как бы строго мы не придерживались схем и описаний – изделие всегда получается чуточку другим. Это потому что оно изготовлено нашими руками. И нет предела творческой фантазии.

Реклама изделия

Это очень замечательное изделие. В шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких- это подарок сделанный собственными руками.

Вывод

В ходе выполнения работ я научился изготавливать шкатулку и выжигать узоры на древесине, и теперь могу применять это на практике. Изготовил шкатулку для хранения мелочей и подарил маме на День Матери.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Выбранный для просмотра документ Проект шкатулки.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№3»

Творческий проект по технологии

Выполнили: Абакшин Александр (7 кл),

Миргородский Артем ( 8кл.)

Руководитель: Копнинов Александр

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

3. Основные требования к изделию.

5. Разнообразие изделий.

6. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования.

7. Техника безопасности.

8. Последовательность изготовления изделия.

9. Экономическое обоснование.

11. Используемая литература.

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

На уроках технологии мы учимся работать с деревом — конструировать, выпиливать, вырезать, выжигать.

Нам очень понравилось выпиливать дощечки и потом вырезать на них рисунок и мы с другом решили сделать шкатулку. Тем самым мы на практике закрепим полученные на уроках знания.

2. Цель проекта: изготовление шкатулки.

3. Основные требования к изделию.

К готовой шкатулке предъявляются определенные требования. Основными из них являются эксплуатационные и эстетические.

Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать безопасность применения изделия в быту.

Эстетические требования состоят в том что изделие должно быть красивым и безопасным , экологически чистым.

Чудесное дерево – липа

Как здесь свежо под липой густою

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

Если в солнечный летний день войти в лес-липняк, то сразу почувствуешь, как легко становится дышать, какой здесь чистый воздух. Цветущая липа пахнет медом. Этот аромат привлекает большое количество насекомых, особенно пчел, без которых цветки липы не могли бы опыляться. Запах липы пчелы чувствуют за три километра. Собирая нектар, они переносят пыльцу с цветка на цветок, с одного дерева на другое, опыляя их. Липовый нектар богат различными полезными для организма веществами. В нем много витаминов, минеральных солей, органических кислот. Семена, прежде чем прорасти, долго (больше года) лежат в земле.

Всходы липы имеют две семядоли, по виду схожие с руками человека, сложенными у основания кистей. Они нежны, боятся затемнения и растут медленно.

Цветы липы необычные – каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. А каково его строение?

Цветок снабжен узким прицветным крылом. Посмотрите внимательно на него. У раскрытого цветка пять зеленоватых чашелистиков и пять желтовато-белых лепестков, многочисленные тычинки разошлись, изогнулись в стороны.

В середине цветка находится пушистый комочек завязи, а в глубине скапливаются капли душистого сладковатого раствора-нектара.

И опять над бульваром

Будто разлит одуряющий мед

Город, в котором липа цветет.

В древности целебную силу приписывали не только цветам, но даже целым деревьям, особенно старым могучим липам. Древние германцы в надежде на исцеление приносили под ветви раскидистых лип своих детей.

В Швеции, где люди верили в свою родственную связь с деревьями, тщательно охранялись старые липы, считавшиеся родоначальниками древних фамилий.

Одна из лип, имевшая три ствола, отходивших от корня, считалась предком трех родственных фамилий, к одной из которых принадлежал известный ботаник XVII века Карл Линней. Предание гласит, что после вымирания одной из трех фамилий засыхал один из стволов.

У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости.

Древние славяне считали липу деревом богини любви и красоты Лады, вокруг старых лип девушки водили хоровод.

В Европе липа считалась священным деревом. Ее высаживали во дворах замков, на городских площадях. Под липами проходили собрания, на которых решались общие дела.

На Кавказе липу тоже почитали как священное дерево. Срубить или сжечь липу считалось величайшим проступком. Ее старались высаживать вокруг храмов, и до сих пор некоторые старинные церкви утопают в зелени лип.

ЛИПА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого – мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки липовые, а парни дубовые», – говорится в русской поговорке.

И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай вырубать в лесу очеп – жердь, на которую подвешивали колыбель, с новорожденными, для девочки из липы, а для мальчика – из дуба.

Липа – одно из тех деревьев, части которых так или иначе используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу. Да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.

Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают. Если весной под дубом еще лежат прошлогодние побуревшие листья, то под липой листьев уже не найдешь.

Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные с дерева орешки падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их особенный неповторимый вкус.

Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была также традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки.

Читайте также:  Телевизор самсунг не включается мигает красная лампочка

Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.

ЭХ, ЛАПТИ, ДА ЛАПТИ МОИ…

Самой распространенной обувью были лапти. С ними связано множество поверий и обычаев.

Так, в Орловской губернии проращенные семена огурцов выносили в огород на посадку обязательно в лапте. Крестьяне верили, что огуречные плети будут такими же длинными, как оборы лаптей, а сами огурцы крепкими и сочными.

В Калужской губернии лапоть выступал в роли «куриного бога». Его вешали на насесте, чтобы куры не ходили по чужим дворам, и яйца несли не в лопухах, а в своих гнездах.

В Курской губернии парень преподносил подарок своей избраннице лапти. Если парень не нравился девице, то подарок отвергался, но если подарок был принят, жених мог смело засылать сватов.

Уральские старообрядцы считали лапти божьей обувью. Умерших они хоронили только в лаптях, видимо, считая, что единственно достойная обувь, в которой можно предстать перед богом. Ради пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца, а в год русский крестьянин снашивал около 40 пар.

Давно прошло время лыковой обуви, и теперь только в сувенирной лавке можно купить маленькие лапотки-сувениры. В каждой крестьянской семье достаточно кожаной и резиновой обуви, но нет-нет да встретишь где-нибудь в глубинке упрямого старика, идущего в лаптях на покос и утверждающего, что лучшей обуви для покосных работ не сыскать. Вот эти-то старики и хранят еще секреты плетения лыковой обуви.

НА СЛУЖБЕ У ПАРТИЗАН

Во время Великой Отечественной войны лапти сослужили добрую службу партизанам. Так, например, на ответственные задания партизаны Черниговщины выходили только в лаптях, которые специально плел местный умелец. Оказывается, перед остальной обувью они имели большие преимущества – не оставляли четкого следа, а самое главное, след лаптей не брали фашистские собаки. Вот такими чудесными свойствами обладает кора липы. Сравниться с ней может разве только кора березы.

5. Разнообразие изделий.

Липа является лучшим материалам для резьбы самых разных изделий.

Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью, легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется и в токарном деле.

6. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования.

Из всех изделий которые можно сделать из липы мы выбрали изготовление шкатулки.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

8. Наждачная бумага.

7. Техника безопасности.

Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы — дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.

Инструмент резчика очень острый, поэтому нужно придерживаться следующих правил:

* Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

* Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе резчика. Его нужно всегда класть в определенное место, располагая лезвием от себя. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.

* Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку и сверху, а лампа — находиться на достаточном расстоянии от резчика. Важно, чтобы свет лампы не отсвечивал от доски в глаза, а также позволял бы выделить рельеф и получить светотень.

* Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках. Лучше, если инструмент при хранении находится в деревянной коробочке. Держать инструмент и, тем более, транспортировать его в мягких чехлах очень опасно: при случайном падении, столкновении или ударе он легко протыкает материал и может поранить.

* Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. Металлическое покрытие у стамески должно быть матовым, отшлифованным, без острых краев и заусениц. Ручка инструмента должна быть плотно и надежно закреплена. Ее поверхность лучше всего покрыть лаком. Такую ручку удобно держать в руке, и к тому же она довольно эстетична. При работе у резчика часто потеют руки. Ручки инструмента, которые засаливаются и начинают скользить в ладони, резчик старается держать как можно крепче. При этом мышцы у человека напрягаются, движения приобретают скованность, что приводит к огрублению резьбы. Лакированную же ручку можно помыть с мылом, вытереть насухо — и никаких проблем. А нелакированную ручку лучше не мыть: дерево от воды темнеет, разбухает и гниет.

* Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками — отступления от этого правила нет! Вначале это может показаться неудобным, но потом приходит осознание целесообразности этого условия: руки всегда находятся на инструменте в конкретном и определенном месте. Если не выполняется это условие, то при сосредоточении внимания на резьбе одной рукой человек забывается и оставляет без контроля другую руку, которая все равно участвует в работе, поддерживая предмет, и рано или поздно неизбежно окажется на пути стамески. Срывы же стамески при работе только одной рукой обычны и часты, а травмы неминуемы. При работе двумя руками фактически порезаться невозможно, и, уже не опасаясь пореза, резчик работает так же свободно, как художник пишет кистью.

* Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или на коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора. Но есть работы, которые выполняются только так, поэтому необходимо делать резьбу очень внимательно, соблюдая технику безопасности. Способы выполнения таких работ будут описываться конкретно для каждого изделия.

* Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

8. Последовательность изготовления изделия .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное

средняя общеобразовательная школа№71

1. Выбор и обоснование темы проекта с.3

2. Цель и задачи проекта с.3

3. Схема обдумывания с.4

4. История и современность декоративной деревообработки с.4

5. Основные параметры и ограничения с.7

6. Развитие идеи с.7

7. Работа над формой шкатулки (варианты) с.8

8. Орнамент шкатулки с.9

9. Требования к изделию с.9

10. Инструменты и оборудование с.10

11. Материалы с.10

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки с.10

13. Контроль качества с.12

14. Техника безопасности при выполнении работы с.12

15. Эколого-экономическое обоснование с.12

16. Использованная литература с.13

1. Выбор и обоснование темы проекта.

Занимаясь резьбой по дереву на уроках технологии, я понял, что уже могу сделать подарок из дерева своими руками. В меч­тах мне давно хотелось сделать по-настоящему красивое резное изделие, пусть даже оно будет небольших размеров. Вспомнив уроки технологии, на которых учитель показывал нам образцы различных изделий, после недолгих раздумий я остановил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это изделие привлекло меня тем, что люди любят такие вещи и материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным узором станет и украшением любой комнаты.

Читайте также:  Сделать грабли ворошилки своими руками

Кроме того, изготовление шкатулки для меня — еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точно­сти, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможно­стей проявить свои способности.

2. и задачи Цель проекта

Цель проекта – изготовить декоративную шкатулку из древесины.

1) Изучить историю декоративной деревообработки.

2) Определить основную идею проекта.

3) Выбрать объект и технологию труда.

4) Изготовить шкатулку согласно технологии.

5) Провести контроль качества изделия.

3. Схема обдумывания.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы. Я это представляю так:

4. История и современность декоративной деревообработки.

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты.

Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время — из пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные, круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород — ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой.

На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести себе такие изделия для украшения жилища.

Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба — это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух — и трехгранные выемки. Осо­бенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется — трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямо­угольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резь­бу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каж­дая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем — под острым углом, значение ко­торого определяется характером узора. Основные виды древе­сины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы — хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твер­дые породы, но переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древеси­не, т. е. от простого к более сложному.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание ко­торых даёт красивые, выразительные композиции (к разновид­ностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очерта­ния).

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практиче­ски состоит из сочетания азбучных элементов: сколышка и тре­угольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обра­щаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и сколышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т. п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточен­ным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (из­готовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хоро­шие ножи получаются из полотна косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или пороло­на, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку но­жа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавли­вая его на линию рисунка.

Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть допол­нена различной отделкой, повышающей декоративную вырази­тельность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометриче­ской резьбой может быть самой различной.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведён­ную чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень вы­разительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые града­ции от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее зато­нировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, на­пример, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне соз­дают выразительный декоративный эффект. На выставках при­кладного искусства встречаются деревянные изделия, тониро­ванные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.

Можно сделать и по заранее лакированной или полирован­ной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или по­лируется), а по ней уже режется узор, то декоративная вырази­тельность изделия значительно повышается.

Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направ­лениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости ма­териалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплоще­ния в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красо­та и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь сво­их близких, приятно удивить окружающих.

5. Основные параметры и ограничения.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

· Соответствие выбранной стилистике.

6. Развитие идеи.

Сделав выбор объекта труда, я стал обдумывать форму шка­тулки. Для этого прошел по магазинам, рынкам, посмотрел об­разцы в школе, изучил иллюстрации в книгах по резьбе. Собрав необходимую информацию, я проработал такую схему:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ТурбоЗайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector